Сумерки сгущались. "Дастер", пилотируемый нашим товарищем, катил нас по слабо освещённым заснеженным улицам глухого посёлка.
- Туда?
- Да вроде.
Домишки становились всё реже, и вскоре перед нами предстала белоснежная пустыня: все дороги, откосы и карьерные горы слились в одно целое. Узкая, кривая колея вела нас по краю карьера, куда-то в неизвестность.
- Может, ну его, развернёмся?
- Да тут не развернёшься особо.
- Я пропробую...
Одно неловкое движение, и "Дастер" мягко скатывается в кювет, мгновенно утопая в рыхлом глубоком снегу...
- Пофоткали, блин! - ворчу я в ожидании длительного выкапывания.
Но то ли экскаватор манил сильнее, то ли все парковки в этом посёлке были нашему пилоту не по душе. Махнули пару раз лопатой, и...
- Хорошо стоим, никому не мешаем. Где там экскаватор ваш? Погнали.
Дорогу искали на ощупь. В свете фонаря еле просматривалась засыпанная снегом по колено колея от тяжёлой техники. Мы знали, зачем прибыли в такую глушь. И каждый раз, проходя небольшой отрезок пути, старательно вглядывались в режущую глаза белую пустоту.
Наконец, на другом берегу карьера как бы "прогружались" очертания чего-то большого и массивного. По мере нашего приближения тёмное пятно превращалось в железного ящера, задравшего к небу гигантскую стрелу...
- Не распилили, - говорю, - на своём месте стоит, ура!
Шагающий экскаватор-драглайн - та вещь, которую вряд-ли заменят два солдата и лопата. Даже два солдата и "обратная лопата".
Шагающими их прозвали за принцип перемещения. На самом деле они маломобильны: скорость такой машины - 1-2 метра в минуту. Во времена СССР даже проводили опыт: за какой период ЭШ НКМЗ сможет "дойти" от одного карьера до другого. Расстояние в 3,5 км 700-тонная машина преодолела за месяц. Вы видели, как огромный экскаватор "переводили" через автодорогу? А кто-то видел...
Принцип "шагания" таков: машина приподнимается на "ногах" (лыжах), слегка наклоняется сторону стрелы. В этот момент опорно-поворотная платформа под весом экскаватора смещается назад. Тоесть, движется он задом или чуть в сторону. Но есть более современные машины, способные перемещаться стрелой вперёд.
Такой тип перемещения выигрывает у гусениц тем, что давление на грунт при "шагании" ниже. Но это не означает, что все крупные экскаваторы - шагающие. Есть и гусеничные гиганты. К примеру, абзетцер Takraf - экскаватор непрерывного копания, известный многим с фотографий Лопатинского фосфоритного рудника.
Железным махинам не нужна высокая скорость: главный инструмент драглайна, как и роторного, и многоковшового стрелового экскаватора - стрела.
Драглайны - первопроходцы угольных разрезов и горных выработок. Принцип работы - закидывать ковш на какое-то расстояние, в зависимости от длины стрелы, после чего подтягивать к себе, вскрывая верхние пласты грунта. Железным гигантам не нужна высокая скорость: главный инструмент драглайна, как и роторного, и многоковшового стрелового экскаватора - стрела.
Собственно, названием драглайн обязан принципу работы: "drag line" - "линейно тянуть".
Для разных выработок нужны свои экскаваторы, с разной длиной стрелы и объёмом ковша. Самым крупным драглайном в СССР был ЭШ-100/100 (100м - длина стрелы и 100м³ - объём ковша), построенный в 1977 году на Уральском машиностроительном заводе.
Если подобные машины так необходимы при добыче полезных ископаемых, почему мы время от времени встречаем заброшенные драглайны на закрытых карьерах?
Дело в серьёзном износе механизмов экскаватора, и чаще всего они выходят из строя раньше, чем беднеет разрез. Колоссального труда стоит только собрать драглайн на нужном месте, а разбирать... Проще собрать новый, выставив на торги рабочие узлы и агрегаты старого.
Зато какие эмоции вызывает железный монстр, застывший в сумеречной снежной пустыне... И здесь никто не прогонит тебя от стремительно движущегося ковша и летящего во все стороны грунта. Здесь только ты и драглайн. И мягкие хлопья снега, заметающие твои следы к огромному и очень интересному аппарату.
***
Заброшки - наглядное пособие для простого человека, возможность узреть уникальные вещи, рассмотреть их в деталях. Понять, как "эта странная штука" работала или что производила.
Подписывайтесь, ставьте пальцы вверх. А я продолжаю рассказывать об удивительном мире экспериментального, научного и индустриального (: