Как вы считаете, это правильно? Одно дело, если вы просто изменяете доступные характеристики, а другое, если вмешиваетесь в то, что завод изготовитель заранее предусмотрел для среднестатистического покупателя. Но это абсолютно не означает, что вы не можете его кастомизировать. Чтобы правильно настроить подвеску, важно суммировать максимальный вес багажа вместе с массой пассажира, а также предусмотреть случаи, когда вы путешествуете вдвоём. Иногда бывает так, что базовые настройки для комфортного управления совсем не подходят.
К счастью, выполнить регулировку подвески мотоцикла может абсолютно каждый, имея в своём арсенале незамысловатый инструмент и помощь друга, а лучше пары друзей.
Важно отметить, что правильная настройка вашей подвески не превратит ваш байк в предел мечтаний (как вариант можно обратиться в магазин по продаже запчастей). Именно грамотный тюнинг позволит выжать максимум возможного из вашей подвески. Но вы, вероятно, так никогда и не узнаете, какие элементы необходимо усовершенствовать, если до этого не катались на правильно настроенном мотоцикле.
Контроль качества
В первую очередь, прежде чем вы начнёте производить любые манипуляции с настройками подвески, вам необходимо убедиться, что все её элементы полностью исправны. Обязательно проверьте амортизаторы и вилку мотоцикла, убедившись тем самым, что они находятся в исправном состоянии. Сальники должны быть без подтеков. Далее проверьте состояние и износ подшипников рулевой колонки, маятника, колес, а также втулок. Любые колебания этих элементов конструкции снизят управляемость и перечеркнут все ваши старания.
Регулировка подвески
Правильная настройка подвески начинается с регулировки её высоты. Хода подвески должно хватать для комфортного поглощения всех ударов и неровностей при условии, что байк не нагружен, а байкер имеет средний вес. Важно, чтобы подвеска качественно отрабатывала все неровности, трещины и выбоины, встречающиеся на её пути. Правильно выбранное значение хода подвески предотвращает удары шасси о грунт и оптимально распределяет вес по осям, что несомненно сказывается на управляемости мотоцикла.
Для того чтобы измерить ход подвески, вам понадобится рулетка, руководство пользователя и один или пара помощников. Специальная подставка для мотоцикла позволит упростить задачу, особенно если мотоцикл имеет большую массу. Для определения точных замеров необходимо его поднять так, чтобы колеса находились в свободном положении.
Начать следует с задней подвески. Можно поднять мотоцикл вручную при условии, что он достаточно легкий, либо установить его на специальную подставку. Когда подвеска полностью разгружена, замерьте рулеткой от центра оси до некоторой фиксированной точки, например, подрамника или заднего крыла. Запишите ваше измерение.
Далее произведите замер под весом самого мотоцикла, когда он стоит на колёсах, включая все навесное оборудование, багаж и самого мотоциклиста. Перед замером необходимо несколько раз нагрузить и разгрузить мотоцикл своим весом. Такая процедура позволит получить весьма точный результат. Попросите вашего друга измерить расстояние от центра оси до той же точки и запишите измерение.
Теперь разделите первый результат на второй. В идеале, величина хода подвески должна составлять 30 процентов от полного хода задней вилки. Если результат оказался меньше, чем 30 процентов, то вам придется уменьшить нагрузку на амортизаторы, а если больше –необходимо амортизаторы поджать. Поворачивайте регулятор амортизатора в необходимом направлении, пока не достигните желаемого результата. Таким образом определяется значение предварительного натяга в большую или меньшую сторону. Делайте это до тех пор, пока значение хода подвески не достигнет оптимального для вас значения.
Переднюю вилку можно отрегулировать таким же образом, хотя встречаются случаи, когда в этом нет необходимости. Формула успеха такая же, как и сзади: из значения высоты подвески в разгруженном состоянии необходимо вычесть значение высоты при нагруженном мотоцикле. Если вилка стандартная, то замер должен производиться от нижней части тройной траверсы до пыльника (пылезащитная манжета). На вилке перевернутого типа измерьте расстояние от пылезащитной манжеты до верхней части траверсы. В обоих случаях траверса вилки не должна двигаться.
Но не все вилки можно отрегулировать таким же образом. Многие вилки уже имеют регуляторы предварительной нагрузки. Закручивая данный регулятор, вы увеличиваете величину поджатия, а выкручивая его, наоборот, снизите. Некоторые вилки не имеют регуляторов, и поэтому используются втулки. Передние втулки могут отличаться по длине от задних, но самое главное здесь достичь желаемого значения хода подвески. Более длинные втулки обеспечат более жесткую подвеску, а более короткие сделают подвеску мягче.
Когда вы путешествуете с большим багажом или с пассажиром, вам необходимо повысить значение предварительной загрузки. Такая процедура позволит сохранить 30 процентов свободного хода и обеспечит комфортное передвижение. Также будет полезно записать все ваши измерения, так как в дальнейшем они могут пригодиться. Обязательно запишите сколько оборотов регулятора амортизатора требуется для достижения желаемого результата, что бы в дальнейшем не тратить на это время.
Тестовая поездка
После правильной регулировки хода подвески вашего мотоцикла, пришло время прокатиться и проверить результат. Обратите внимание на то, как подвеска отрабатывает прохождение поворотов, при ускорении и замедлении, а также как она справляется с неровностями дорожного покрытия. Если результаты вас по-прежнему не устраивают и это не то, что вы ожидали, то вы можете либо заново отрегулировать предварительную нагрузку, либо заменить элементы подвески на более дорогие в ближайшем специализированном магазине. Если подвеска вашего мотоцикла сильно амортизирует, вы можете изменить ранее установленные регулировки.
Регулировка амортизации мотоцикла
Как упоминалось ранее, правильная регулировка амортизации подвески позволит значительно улучшить управляемость при езде. Величина амортизации или "отдача" определяет, с каким усилием отрабатывает подвеска. Когда амортизаторы поджаты, подвеска быстро дает обратную связь, и энергия ударов не рассеивается. А когда они, наоборот, немного отжаты, подвеска плавно поглощает все неровности и предотвращает удары.
В моменты сжатия и движения подвески происходят удары об отбойник амортизатора, который предназначен для подавления колебаний, когда пружина амортизатора неисправна. Отбойник является демпфером, который помогает гасить сильные удары в подвеске и тем самым предотвращает ее разрушение.
Не все мотоциклы имеют возможность точной регулировки параметры подвески, но, если вам повезло, вы обязательно должны воспользоваться данной привилегией. Поскольку у всех мотоциклистов разные предпочтения, то нет единого верного решения по этому вопросу. Вносите корректировки поэтапно с небольшим приростом и обязательно делайте пометки о том, как ведет себя на дороге ваш мотоцикл. Поиск идеального баланса в регулировке амортизаторов вместе с правильно установленным ходом подвески поможет улучшить управляемость и повысит плавность хода.