Электроника давно вошла в нашу повседневную жизнь. Цифровая электроника проникла наиболее глубоко - кругом компьютеры, гаджеты. Многие этому рады, ура-ура, всесторонняя цифровизация! Но так ли хорош на самом деле для человека и человечества в целом этот Троянский конь?
Экспертные оценки гласят, что современный человек смотрит в экран смартфона от 2 до 6 часов в день, эта нагрузка накладывается не только на глаза, но и на мозг и весь организм человека в целом. Проблема усугубилась в разы, когда появилась китайская социальная сеть TikTok — платформа способна удерживать пользователя у экрана часами. Попробуем разобраться в чем секрет алгоритмов TikTok, как оторвать себя от смартфона и кому выгодно держать нас у экранов.
Все знают: стоит зайти в TikTok - и все, ты уже не можешь выйти из него. Так может пройти значительное время. Можно понять обеспокоенных родителей, которые называют платформу TikTok «наркотиком», а своих детей зависимыми тиктокерами.
Среди трезвомыслящих адекватных людей сейчас набирает популярность тренд на "цифровой минимализм" — пользователи осознанно отключают уведомления, удаляют приложения социальных сетей и электронной почты для того, чтобы не попадать под зависимость них.
Неужели наш мозг в принципе не способен сопротивляться цифровым зависимостям? Способен, но у разработчиков социальных сетей свои козыри, которыми они активно пользуются.
Основные факторы, из которых складывается зависимость от социальных сетей: уведомления с характерными звуками; функция «Потяните, чтобы обновить»; бесконечная лента; визуально яркие поощрения (красное количество лайков, например); автовоспроизведение видео.
Все эти инструменты позволяют разработчикам привлекать и направлять человеческое внимание.
Зависимость вызывают не социальные сети сами по себе, а лайки и социальное одобрение. Когда человек впервые видит, что ему поставили много лайков и оставили несколько комментариев, он счастлив, но ровно до момента, пока их не станет меньше.
И тогда начинаются переживания вроде «Мне больше не лайкают фотографии, потому что я потолстел?», «Этот комментарий подметил мою ошибку в подписи к фотографии. Я такой безграмотный?». Тогда человек начинает конструировать социально одобряемый образ, но это не помогает справиться с ощущением, что все вокруг — лучше тебя.
Люди продолжают нажимать на кнопки ради получения удовольствия. И разработчики приложений потворствуют этому, делая нужные кнопки ярче и привлекательнее. Дизайн подсвечивает, сколько «социального одобрения» получила наша последняя запись, это важно для многих, задача соцсетей в том, чтобы сосредоточить внимание на контенте и как можно дольше удерживать пользователя.
Лайки, функция «поделиться», комментарии — все это меркнет на фоне главного изобретения UX-дизайнеров мобильных приложений: это свайп, которым мы обновляем ленту. Даже после нескольких часов, которые пользователь беспрерывно провел в приложении, он может потянуть ленту и ему «выпадет» новый контент. Так и строится бесконечная лента.
Это роднит дизайн TikTok с принципом игрового автомата из казино. Пользователь использует простой жест в надежде на то, что вот сейчас он увидит то, что ему нужно. Постепенно у человека вырабатывается мышечная память, из-за которой он «свайпает», толком не осознавая свои действия. Этот принцип существовал и до TikTok, но китайский стартап довел этот принцип до совершенства, пользователь повторяет одно и то же действие пальцем, и постоянно получает дофаминовый всплеск в мозг. Именно поэтому TikTok стал таким - сеть не требует от человека никаких усилий, особенно страдают при этом дети, впадая в зависимость сродни игромании.
Пользователь заходит на платформу и сразу же видит уже проигрывающееся видео. Это очень важный момент в UX-дизайне приложения, потому что, открыв его, вы уже потребляете контент.
Чтобы посмотреть следующее видео, нужно просто сделать свайп по экрану. И так до бесконечности. Алгоритмы приложения постепенно анализируют, на каком контенте пользователь задерживается, какому ставит лайки, а какой пролистывает без интереса. Так, раз за разом, платформа начинает рекомендовать контент персонально для пользователя.
Это и есть главная особенность TikTok, которая отличает его от конкурента YouTube - пользователь не выбирает, что ему смотреть. Основная лента полностью построена на рекомендациях. Алгоритм анализирует ваши предпочтения, и через месяц использования платформа начинает рекомендовать именно то, что может понравиться конкретному человеку. Разработчики добавили к этому вышеописанные принципы «рулетки» и «бесконечной ленты» и вот результат — закрыть приложение почти невозможно.
Система проста, элегантна и работает так, что TikTok быстро нарастил аудиторию и продолжает наращивать ее до сих пор. Вслед за пользователями пришли и рекламодатели, крупные бренды и средний бизнес. Им нужно ваше внимание, как товар, который можно продать, это один из секретов, который нужно знать и понимать, чтобы не впадать самим в зависимость от TikTok и оберегать от этого опасного явления детей, ведь они и старшее поколение не владеют критическим восприятием увиденного, потребляя весь контент подряд, отрываясь от реальной жизни.
Все намного сложнее. Дело в рекламе, вернее в том, как часто пользователь ее видит и как долго на нее смотрит, этакая «экономика внимания», где главным продаваемым ресурсом стало внимание пользователя. Работает это просто. TikTok, как и любая социальная сеть, телеканал, сайт торгует количеством времени, которое пользователь тратит на просмотр рекламы. Чем больше это время, тем дороже можно продавать свои услуги. Роль IT-гигантов и других миллиардных корпораций ежегодно растет, вместе с их выручкой. Выходит, что платформы и компании сейчас активно борются за внимание пользователя - именно это является их главным источником дохода.
Люди в юном возрасте гораздо более впечатлительны, что делает их легкой мишенью для алгоритмов TikTok, именно у юной аудитории более остро развивается зависимость от платформы.
Одновременно с привлечением внимания потребителей, TikTok преследует опосредованно много целей – рассеивает внимание, делая пользователей способными на необдуманное копирование увиденного контента (асоциальные поступки, экстрим, сопряженный с рисками травм и гибели), причиняет вред здоровью организма по всем направлениям, одновременно продвигая сомнительные БАДы и лекарства, разъединяет людей в социуме, предлагая суррогатное общение в интернете, бессмысленное и неизбирательное потребление контента низкого пошиба.
Доказано, что зависимость от социальных сетей снижает продуктивность в учебе и работе. У подростков активнее развивается социальная тревожность — они более подвержены сравнению себя с другими людьми. Появляется чувство FOMO (Fear of missing out, «страх что-то пропустить»), когда человеку кажется, что все вокруг живут полноценную жизнь, а он выпадает. Не мне рассказывать, насколько вырос уровень тревожности и агрессивности в обществе, и социальные сети, в том числе и TikTok к этому имеют непосредственное отношение. Родители давно обсуждают проблему роста агрессивности поведения детей и подростков, ища корни в проблемах воспитания или школьной среде, забывая о том, что сами вложили смартфон ребенку в руки (да и сами в нем часами), подменяя гаджетом нормальное спокойное человеческое общение, где так трудно сохранить тепло положительных эмоций. Со временем эти проблемы будут только нарастать и не оправдание вовсе, что вокруг все «сидят» в TikTok и VK, вопрос более серьезный, мы перестаем испытывать человеческие эмоции, делающие нас людьми – доброту и заботу по отношению к родителям, родным, окружающим, животным, природе, становимся замкнутыми и нервными. Психологи констатируют, что «пограничное состояние психики», позволяющее контролировать свои эмоции, в социуме давно пройдено, люди срываются на пустяковом раздражителе, агрессируют буквально на ровном месте.
К жизни вызываются отрицательные эмоции, зачастую активно насаждаемые соцсетями – зависть, страхи, сибаритство, лень и праздность, стремление выделиться любым способом, порождая психическое расстройство 21 века номофобию— тревожное ощущение, которое человек переживает без телефона.
Многим пользователям мнится, что кто-то посторонний может помочь им справиться с зависимостью от соцсетей, ведь никто не признает себя зависимым интернет-пользователем. Это как алкоголик никогда не признает, что он конченый алкаш. Или игрозависимый. Никто и никогда. Тем более дети или люди с неустойчивой психикой. Эти с пеной у рта будут вам доказывать, что они в порядке и нет беды что он уже с детства в очках и сутулый, неразвитый и замкнутый.
Остается пенять только на себя и справляться с зависимостью самостоятельно, противостоять алгоритмам соцсетей, TikTok в частности. Попробуем вместе разобрать несколько рекомендаций.
В качестве базовых приведу несколько принципов, которыми рекомендуют пользоваться медиаисследователи, чтобы выйти из зависимости от социальных сетей.
1.Введите ограничение времени присутствия в соцсети, настройте оповещение о необходимости сделать перерыв. Да хоть будильник устанавливайте, неважен способ, важен результат
Явится это решением проблемы или нет - вопрос риторический, явно не панацея, но именно с простых способов, которые помогают снижать тревожность лучше всего начинать бороться с зависимостью, если вас беспокоят ваши отношения с гаджетами и социальными сетями.
2.Сопротивляйтесь алгоритмам. Если вы не хотите отказываться от использования социальных сетей, то откажитесь от системы рекомендаций. Возьмите за правило, что вы сами будете выбирать, что вам и когда смотреть. Есть расширения для браузера, которые убирают ленту и рекомендации. В TikTok сами выбирайте исполнителей и «тренды», которые вам интересны.
3.Отключите уведомления, ведь все социальные сети активно пытаются привлечь внимание пользователя. Для этого используют уведомления. Самое простое решение — отключить их. Если сделать это с наскока тяжело, и вы все равно проверяете приложения, то оставьте уведомления от блогеров или каналов, которые вам интереснее всего.
3. Увеличьте количество действий. Мы избалованы удобным интерфейсом, где все делается в два клика. Именно на этом и держится аддиктивный UX-дизайн, подталкивающий нас к необдуманным действиям во время присутствия в интернете. Как это ни странно, нужно его сломать. Добавить приложения в дальние папки или вовсе заменить приложение на веб-версию, которая будет работать гораздо хуже. В какой-то момент человеческая лень пересилит желание листать ленту.
4.Разберитесь в своих мотивах. Почему вы или ваши близкие постоянно заходите в социальные сети? Если это мышечная привычка -то можно воспользоваться третьим способом. Но причина может лежать и в другом. Если вы заходите в социальные сети от скуки, то можно заменить бесполезное листание ленты чем-то более осмысленным, найдите хобби по душе и возможностям, займитесь творчеством, спортом, туризмом, в конце концов попробуйте себя в незатратных отраслях труда или общественной деятельности. Возможно, причина активного пользования соцсетями в том, что вы чувствуете себя одиноко? Тогда стоит заняться своим ментальным здоровьем, искать единомышленников по интересам, общаться, но не замыкаться в пузыре бессмысленной и преднамеренно созданной информации, который вам тоннами поставит бездушный алгоритм TikTok.
Не стоит воспринимать описанное выше как что-то зловещее, но факт остается фактом - TikTok это социальная (внимание) СЕТЬ, ловящая вас и ваших близких, ваше физическое и психическое здоровье, втягивающая вас в неосознанное потребление контента, прикрывающая свои цели тем, что это обычные рыночные отношения и компании просто как могут наращивают свою выручку. Мы, как пользователи, сохраняем за собой право не вестись на уловки корпораций. Сопротивляйтесь, предпринимайте активные действия по нейтрализации воздействия соцсетей на ваших родных и близких, друзей и знакомых, да пребудет с вами сила человеческого интеллекта и широкий кругозор. Критическое восприятие вам в помощь.
Всегда стоит помнить отличную фразу (особенно хорошо применимую к социальным медиа): «Если вам что-то предлагают бесплатно, значит, товар — это вы». Не будьте товаром.
С уважением
Константин Новиков