Найти тему
Киришский факел СМИ

Наше знамя и память, и долг

Казалось бы, какой долг может числиться за человеком, в детстве пережившим ужасы войны, младенцем уцелевшим в голоде и холоде среди бомбёжек и обстрелов в городе, осаждённом лютым и беспощадным врагом? Тем не менее, люди, которым судьба подарила долгую жизнь после пережитого лихолетья, считают своим долгом не просто с гордостью нести статус жителя блокадного Ленинграда, а пожизненно служить своей Родине и народу. Городу­герою более тридцати лет назад возвращено имя основателя. Но звание ленинградца по­прежнему неизменно обязывает.

- В нашей городской общественной организации нет, как такового, президиума и очерченного круга обязанностей, закреплённых за тем или иным активистом, - рассказывает председатель Общества жителей блокадного Ленинграда города Кириши Галина Фёдоровна Пухова. - В своей деятельности мы координируемся с Ассоциацией блокадников Санкт-Петербурга и одновременно являемся действующим звеном Киришского общества ветеранов. За более чем тридцатилетнюю историю местного объединения ленинградцев, чья биография непосредственно связана с историей блокады, эта практика вполне себя оправдала. Блокадники - ветераны Ленинградского фронта и труженики оборонного тыла, а также жители блокадного Ленинграда, на протяжении всего этого периода выполняют общие задачи вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, вооружённых сил, правоохранительных органов и труда. Основные направления этой деятельности - воспитательная работа с подрастающим поколением киришан и жителей района, а также всевозможная помощь своим соратникам, которые в таковой нуждаются. Ведь годы идут, и проблемы возраста, жизненные обстоятельства часто требуют товарищеской взаимопомощи и поддержки...

Кто как не остающиеся в строю ветераны - жители блокадного Ленинграда - лучше других понимают проблемы тех, кто прошёл тяжёлые жизненные испытания, принял активное участие в решении трудных задач, поставленных историей, пожертвовал чем-то личным на благо общества, внёс достойный вклад в его защиту и развитие. При этом люди, чей возраст принято называть уже не просто пожилым, а преклонным, помнят об ответственности старшего поколения за воспитание юных, которые приходят на смену тем, кто не понаслышке знает, что такое война и гражданский долг по защите Родины и непреходящих ценностей нашего народа перед угрозой их захвата и уничтожения. Часто провести урок мужества в школе для человека, обременённого проблемами возраста, недугами и жизненными невзгодами, сродни подвигу, связанному с преодолением плохого самочувствия, физической и душевной боли. Но ветерану приходится выстоять, не проявив слабость в глазах молодой аудитории, для которой личный пример старшего - самый убедительный аргумент.

Говорят, один в поле не воин. Но есть примеры, когда и в возрасте за девяносто наши ветераны личным примером опровергают эту теорию, доказывая на деле преданность принципам, которые проповедуют юношеству. И всё-таки очень важно, чтобы люди, которых роднят правильные гражданские и житейские идеалы, не чувствовали одиночества.

- Стараемся держать в поле зрения всех, кто по факту биографии относится к категории жителей блокадного Ленинграда вне зависимости от причастности к нашему обществу, - продолжает рассказ председатель городской организации, - предоставляем этим людям наши контакты, всегда готовы рассмотреть их обращения, оповещаем о наших мероприятиях, предлагаем принять в них участие. В списке членов общества жителей блокадного Ленинграда по Киришскому району на начало этого года - двадцать человек. Кто из них сегодня является нашим активом? Практически каждый, кто проявляет общественную активность! Нет ни утверждённого списка, ни даже уставного определения численности «совета» общества. Ведь нужно иметь в виду, что почти все члены общества имеют инвалидность, самые младшие из нас - восьмидесятилетние и люди, которые в ближайшее время перешагнут этот возрастной рубеж. Сегодня для нас и немалый труд, и великая радость, когда удаётся что-то организовать, отметить значимое событие и принять участие в совместных мероприятиях - в музее и в школах, в штабе совета ветеранов и на выезде, на выставках и концертах, в шествиях и митингах, в акциях помощи и других действиях, несущих пользу нашим людям, городу и стране…

Часто скептики задают вопрос, мол, как пережившие блокаду младенцами могут её помнить, осознавать и, тем более, преподносить молодёжи эту тему от первого лица? Действительно, далеко не все ныне живущие дети блокадного Ленинграда могут помнить роковые события по факту. Но с юных лет старшие родственники, выжившие в блокаде, рассказывали им о том, как это было, и потому нынешние восьмидесятилетние впитали памятью и прониклись осознанием живых свидетельств, которые не всегда опубликованы. У каждой матери, старших братьев и сестёр ленинградцев, родившихся в начале сороковых прошлого века, была «своя» блокада. Память - самое дорогое наследство, которое досталось им.

Это их духовный стержень, знамя, с которым они идут по жизни, считая своим долгом преодолевать любые трудности, помня о подвиге отцов и матерей, старших братьев и сестёр, совершивших великий подвиг преодоления на пути к великой Победе.

Вадим КУЧЕРЕНКО