В допетровской России в свободное время люди, встречались в церкви, там они видели друг друга и "совершали общее единое соборное действие", это давало ощущение сплоченности. Их связывали общие календарные праздники - масленица, троица, крещение, они были равными как у крестьян, так и у дворян. Гулянья сопровождались колядками, обрядами, гаданием и святками.
В петровскую эпоху человек отвернулся от этих традиций, помещики и крестьяне, конечно, это праздновали вместе, а вот столичные жители уже не ездили на масленицу, и не отмечали привычные праздники. Хотя, потребность в общей сословной жизни ощущалась.
Эту потребность удовлетворял бал. Он был формой общения, жизни, встреч, свиданий, хотя, и разговоров вначале было мало, все ограничивалось танцами.
Петр в 1717 году побывал очередной раз в Париже, вдохновившись, объявил о принудительной организации общественных собраний - ассамблеи.
Жители столицы, по очереди от царя и ниже по списку, приглашали друг друга в "гости". Ассамблея была пестрым зрелищем людей с разных сословий – и вельмож, и купцов, и даже шкиперов.
Им раздавали угощение - кофе и лимонад, шоколад было слишком изысканным. За всю историю того периода его подавали только раз для австрийского посла. Мужчины пили романею, привозное красное вино, пиво, водку. Танцевали под шумную музыку. Именно тогда бал приобрел такие формы, которые стали нормой в стране.
А уже потом появились рауты - собрания в английском стиле, где люди не танцевали, а стояли с чашками английского чая и вели разговор о политике, дамы сплетничали. Это было подражание англичанам. Рауты существовали только в Петербурге, а в Москве их не было.
Бал был важной чертой дворянской жизни от Петра до крестьянской реформы, потом он видоизменился.
Главной достопримечательностью приблизительно того же периода парижской, лондонской, московской жизни были бонмотисты, которые говорили «словцо дня» (Le bon mot), потом это словцо обмусоливалось в английском клубе, в дворянском собрании, в салоне одной дамы, в салоне другой, в гостиной господина, оно выходило даже на улицу, становилось названиями фельетонов, иногда появлялось под карикатурой.
Нечто похожее мы наблюдаем и сейчас, мы не мыслим себя без фейсбука, а тогда люди не представляли себя без салонного разговора. И самое привлекательное в них было - непредзаданность, все говорили естественно, о том, что их интересует, свободно перескакивали с одной темы на другую. Правило старого разговора было порхание "не сиди как слон на одной теме, не топчись на ней, умей перепархивать". И даже если ты толстенький и пожилой, но порхаешь, то это твое главное достоинство. Сейчас многое изменилось, мы любим, когда излагают свои мысли до конца, но при этом ценим тех, кто умеет высказаться афористически, изложив тему смешно. А еще нам нравятся мемы, мы их цитируем, хотя, и быстро забываем.
Это все как яркие игрушки на елке, которые как будто озонируют затхлый воздух социальной жизни.
Их лекций Екатерины Ляминой, Юрия Лотмана.