Найти тему
††Ищущи醆

Овод. Этель Лилиан Войнич.

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Говоря об этой истории, нужно понимать и разделять две вещи. Во-первых, книга изначально писалась для читателей определенного времени и страны. Поэтому многие вещи остаются тут за страницами произведения. Просто я видел негативные отзывы из разряда, что людям не понравилось то, что автор не попытался толком объяснить что не так с Италией, и почему молодежь собирается в профсоюзы, и против чего вообще происходят массовые забастовки, и с кем собирается воевать будущее страны.

Первоначально роман писался для тех, кто был "в теме". Кому не нужно разъяснять что именно тут происходит, и почему молодые девушки и парни собираются в группировки, и против чего и кого они выступают. Было бы неплохо в самом начале романа сделать небольшую историческую вставку для наших читателей. Потому что история как предмет изучения интересна не всем, будем честны. Да и кто из нас хорошо знает историю других стран? Ведь многие события той же Италии являются локальными. И потому важны исключительно для самих жителей этого государства.

Насколько мне известно, у нас нет отдельной дисциплины в школах "история Италии" для того, чтобы современные читатели вот так просто понимали исторические срезы произведения. Так что я не могу поставить это в минус роману. Просто для своего времени история в таком не нуждалась. А сейчас выросло новое поколение читателей, для которых, пожалуй, это действительно было бы неплохим подспорьем в пониманием контекста противостояниях "наших" и "остальных".

Впрочем, на истину не претендую.

И, как уже писал ранее, с точки зрения подачи материала "Овод" написан превосходно. Мне очень нравится то, как подается история, как развиваются и открываются персонажи. Есть полноценная композиция, которая постепенно раскрывается. За ней интересно наблюдать, и сам язык книги достаточно мелодичен. Я понимаю, что за качество нужно сказать отдельное спасибо переводчику, который работал с материалом. Но в тоже время я уверен, что и в оригинале книга читается на одном дыхании.

Потому что если текст изначально плохой, то переводчик не сможет сделать его лучше. Ведь его задача буквально перевести произведение на другой язык. Не изменяя его сути ради прихоти или "так будет лучше".

Но на этом плюсы истории лично для меня кончаются. Я не берусь судить других людей, их страну, историю или происходящее. Мне тут пытаются показать "мученика" за идеалы, которого все настолько любили, что даже солдаты отказывались причинять ему вред. Он был настолько гениальным человеком, что мог дурить сотни людей вокруг себя. И прочее, прочее, прочее. Не знаю почему мне он так понравился в подростковом возрасте (хотя нет, знаю. Тут ведь такой мятежный дух, такое несогласие с правилами мира. Прямо все как у меня, когда во мне бушевали гормоны и желание найти свое призвание в мире).

Теперь же я воспринимаю его как инфантильного и меркантильного эгоиста, отправленного собственным ядом. Который не способен на любовь и прощение, и который буквально купается в ненависти к людям, которые по его мнению не заслуживают прощения только потому, что когда-то они обманули его. А когда ему в голову приходит понимание и озарение, что они страдали не меньше его, то он начинает ставить им ультиматумы без права выбора. Очень.... зрелые поступки... Очень..

Сразу видна борьба с системой, харизматичного героя и лидера, которым его пытаются показать и выставить в романе. Вот только я ВНИМАТЕЛЬНО прочитал произведение. Покажите, пожалуйста, в чем именно проявляется его доброта и искренность? В единственной сцене, в котором он пожалел уличного ребенка? За все время, которое он был на сцене, поносил всех и вся, вел себя как последняя истеричка и постоянно раздражал не только своих политических врагов, но и верных союзников?

Я просто хочу напомнить то, как он вел себя по отношению с девушкой из цыган, которая искренне была к нему привязана, и как он к ней относился... Вы считаете это нормальным? Я - нет. И мне кажется очень показательной финальное завершение этой сюжетной арки с девушкой, которую наш герой воспринимает почему-то исключительно в том ключе, что СНОВА его все бросили.. Хочется сказать на манер какой-нибудь советской продавщицы: "Алло, мужчина"!

Вам напомнить КАК вы с ней обращались? Я вообще удивлен, что она не ушла от него раньше, учитывая его отношение к тому человеку, который искренне был к нему привязан, и пытался помогать и как-то облегчать его страдания. А взамен получал только издевки и приказы выйти из комнаты. Уважение к своему ближнему? Проявление любви и заботы? Нет, не слышали. Зато когда у человека просыпается гордость, и она его покидает, Овод сразу строит из себя жертву, которую бросили и оставили.

Ай-ай-ай. Какие все нехорошие люди. Один он несчастный страдалец. Никто его не понимает. Подумаешь, что он только что и делает, так это ходит и всех оскорбляет или ведет себя неподобающе в светском обществе, наплевав на правила и этикет людей, которые его приняли. Зато вокруг него все должны ходить на цыпочках и заботиться о его чувствах. Ведь, несмотря на всю его показушную холодность и цинизм, он такая ранимая и нежная натура, ему нельзя страдать.

Короче говоря, не нравится эта попытка оправдать поступки персонажа тем, что он много страдал в молодости, и потому теперь имеет право издеваться над всеми, плевать на их чувства, и строить из себя жертву когда к нему относятся ТОЧНО ТАКЖЕ.

Впрочем, на истину не претендую, друзья. Это исключительное мое частное мнение как читателя. А не объективная истина.

Признаться честно, я все еще не считаю роман плохим или ужасным : ) Просто он не вызывает у меня такой восторг, как это было раньше. Наверное, это даже и правильно. Ведь мы растем, и наши вкусы со временем меняются вместе с нами. Было бы странно, если бы мне нравилось то, от чего я фанател в детстве. С другой стороны, если немало произведений, которые я до сих пор нежно люблю и периодически их перечитываю. Так что вопрос спорный. Ладно, предлагаю вернуться к теме отзыва, друзья : )

"Овод" позиционирует себя как произведение про мятежника и бунтаря, который посвятил всю свою жизнь войне с обманом, который держит его страну и народ в цепях обмана и страха. И речь идет не только про нечестных политиков или коррупционеров. В первую очередь у него личная неприязнь к католической церкви (можно сказать, что ко всему христианству и религиям в целом). Не буду лгать - причины для ненависти у него действительно были. Странно другое.

Столкнувшись несколько раз с обманом, он автоматически навешивает ярлыки на всех остальных представителей церкви. Интересно, а как он с таким мышлением вообще просуществовал? Или его обманывали исключительно священнослужители? А вояки и другие люди всегда были с ним честны, и никогда не пытались его обмануть? Я могу понять разочарование молодого юноши, чья жизнь в одночасье рушится после двойного предательства со стороны тех, кому он доверял.

Да и в таком возрасте это действительно сильный удар, который может разрушить мир молодого человека, все так. Видите? Я не пытаюсь сделать вид, что его личный опыт и эмоции не имеют значения. Я говорю лишь про непонимание его логики. Ведь когда у него только случился внутренний переворот и слом тех ценностей, которыми он жил, он мог натворить немало глупостей или дел. Но со временем, когда он успокоился и пришел в себя, то что с ним стало?

Я повторюсь, но мне искренне непонятно почему из-за обмана одного конкретного священнослужителя, который нарушил тайную исповеди и рассказал о его переживаниях жандармам он навешивает ярлыки на всю церковь? Дескать, если один поп плохой, то значит все христианство лживо, и вообще ВСЕ религии обманывают. Дорогой мой "товарищ". А почему ты находишься в подполье, а не завязал с этим? Ведь среди твоих друзей есть предатели. Которые ради денег предадут, или даже предавали вас. И причем несколько раз.

Но я не понимаю, это ДРУГОЕ. Это нужно понимать. Если герой начнет рассуждать логически, то вся драма произведения сойдет на нет, и читатели поймут, что перед нами не ужасная жертва несправедливости и лживой системы, а человек, который сам своими руками сломал свое будущее и превратил свою жизнь в ад. Каким образом? Да очень просто.

Внимательно перечитайте самое начало романа, в котором нам показан молодой и наивный Артур, который слепо верит церкви, своим друзьям и членам "кружка по интересам", в котором он состоит. Даже когда их начинают ловить представители власти, так как они представляли угрозу для правящей партии, он мужественно хранит все секреты и не сдает своих товарищей. Которые не столь идеалистичны как он.

Но Артур не знал о том, что некоторые священнослужители работали на государство. И когда во время исповеди он рассказал про своих товарищей, вся эта информация оказалась в руках службы безопасности. После чего им оставалось просто взять всех потенциальных террористов с поличным и посадить за решетку. В чем же тут вина нашего героя спросите вы? Я попрошу еще немного терпения, и напомню о том, что в этот не самый счастливый эпизод нашего героя он не только горел за идеалы, и был готов умереть за идею.

Он еще был влюблен в свою подругу детства, которая также как и он состояла в "кружках по интересам", и которая неправильно поняла его слова, когда он признался ей в том, что некоторые его товарищи оказались за решеткой из-за его слов. Дескать он их сдал, сам того не зная. Но он то имел в виду то, что он рассказал о них на исповеди, и не ожидал предательства со стороны священнослужителя.

Может быть, я ошибаюсь, но я говорю то, что думаю.

Да, вот так просто.

Именно так поступают юноши с максимализмом, которые мечтают изменить мир к лучшему, свергнуть ненавистное им правительство и построить идеальное государство. При малейшей сложности или ошибки они решаются покончить с собой, потому что прощай ужасный и несправедливый мир... Ну и все в таком духе.

Впрочем, на этом моменте я еще могу его понять. Потому что его мир только рухнул дважды. Мало того, что он узнал про ложь своего духовника, к которому он относился чуть ли не как к родному отцу (как иронично), так еще и другой наставник оказался обманщиком, который работает на государство. До кучи девушка его мечты ненавидит его и считает предателем. Как же жить? Правильно, пускай холодая вода остудит его голову...

Спасибо и на том, что на моменте обдумывания этих мыслей он решил не убивать себя, а просто сбежать прочь. Чтобы никто и ничто не напоминало ему о той чудовищной боли, которую ему пришлось пережить...

И наплевать на то, какую боль он причинит той же девушке, которая ему тоже симпатизировала. Первая юношеская влюбленность она такая. Немного эгоистичная, да. Какая ему разница до того, что будет чувствовать его любовь. Главное то, что чувствует ОН.

Такое вот интересное начало романа. И нет, друзья. Не спешите обвинять меня в спойлерах. Это буквально первая глава книги, в которой мы знакомимся с предысторией персонажей, которая позволяет нам понять почему персонажи стали такими, какими они предстанут немного позже перед нами. И дальше начинается откровенная галиматья, которая вызывала у меня разве что хмыканье и желание хорошенько встряхнуть нашего мученика за шкирку. Желательно несколько раз.

Потому что его типичный эгоизм так никуда и не делся. Хотя юношеские годы прошли, и должна была появиться уже настоящая, мужская мудрость. Но он так и застыл в своем состоянии вечной обиды на весь мир. И судя по всему даже не пытался что-то предпринять или выйти из этих мыслей. Ему было легче постоянно лелеять себя и чувствовать обиженным и несчастным. Хотя кто, спрашивается, заставлял его убегать из дома? Почему он просто не объяснил всю правду девушке и своим товарищам?

Что так и так, я верил священнослужителю, а тот меня сдал. Виноват, исправлюсь. Вот разбитое распятие как клятва моего отречения от заблуждений. Чем я могу загладить свою вину и принести пользу ради нашей общей победы? Но я повторюсь, что при ТАКОМ раскладе не было бы произведения "овод". Ведь нам нужно показать страдания и терзания несчастной и непонятой никем души.

Которая страдает и мучается от непонимания мира. Которая хочет любви и немного тепла... Правда, при всем при этом ведет себя так, чтобы оттолкнуть от себя вообще любого, кто хотя бы как-то пытается о нем заботиться или проявить к нему чувства. Видимо это такая благодарность за то, что для него делают его "товарищи".

Вся дальнейшая история персонажа это исключительно истерики и попытки показать его важность как личности. Ему можно сыпать оскорблениями в сторону всех, но стоит кому-то невольно задеть его чувства (то есть тут даже нет специальной попытки его унизить), как его губы дрожат от оскорбленных чувств. Как они смеются надсмехаться над ним? Ведь он такой мученик и непризнанный гений. А они все лишь серая пыль рядом с ним. Да без него у них вообще бы ничего не получилось!

У них - у некой политической организации, которая даже спустя несколько десятилетий пытается пытается поднять народ на непонятное для современного читателя восстание, так как нам не даются пояснения против кого и почему они выступают. Какие цели преследуют. И зачем им вообще это все нужно. Фактически они похожи на группу недовольных людей, которые занимаются лишь тем, что пишут гадости про людей в газете. Но делают это таким образом, чтобы не задеть власть

В ином случае за ними придут люди в погонах, и заставят отвечать за слова. А они это не любят. Ведь им нужно народ поднимать!

Для меня "овод" в целом представляется теперь как некий фарс...

Я искренне не понимаю мотивы и ненависть героя... Ну, ладно, в детстве тебя обидели. Ты из-за пары плохих священников разочаровался в религии в целом. Бывает, хотя мне это кажется немного странным, но это я такой. Люди, которых ты никак не можешь простить, продолжают страдать и дальше. И ты это ВИДИШЬ. Своими собственными глазами. Почему не подойти к ним, не открыть свой рот, и не поговорить как взрослые люди? Сделать разбор ошибок, выслушать другую сторону? Наорать на них в конце концов, высказать все то, что накипело за долгие годы?

Нет, мы будем продолжать носить в себе это как некое "напоминание". Боюсь спросить - напоминание о чем? Что когда - то ты наломал дров, и вместо того, чтобы нести за это ответственность, решил просто сбежать из дома? Фактически Артур поступил точно также, как и те люди, которых он обвиняет в нежелании нести ответственность за свои поступки. Так в чем он тогда лучше их? Я не понимаю.

Как я и не понимаю причину общего восхищения этим человеком. Все, что он делает на протяжении всей книги, так это оскорбляет церковь, своих союзников, цыганку, которая искренне привязана к нему. Всячески пускает едкие фразы, но смертельно обижается на малейший намек в его сторону. И при этом его все просто обожают. Не мужчина, а прямо мечта...

Вот кому нужно писать книги из разряда "научу быть токсичной звездой, чтобы все думали только о вас".

Главный герой произведения настолько незрелый и неуклюжий с точки зрения раскрытия его внутреннего мира персонаж, что мне даже неловко от того, что когда-то я ему симпатизировал и проводил параллели с собой. Да, мне действительно жалко этого человека, так как юношество у него было не самое приятное. Но я повторюсь - это было ЕГО решение сбежать из дома от проблем и ответственности. Так что обвинять кого-то еще в том ,что с ним случилось ПОСЛЕ этого, как минимум, странно.

Так что ... Вынужден констатировать тот факт, что я перерос этого мятежника.

Книга написана хорошо. Претензии у меня исключительно к герою произведения. Точнее, к ему "мученичеству". Что по мне, так это просто незрелый мужчина, который вечно пытаются винить в своих проблемах других, и постоянно пытается причинить боль своим близким. Ну нравится ему видеть, как страдают другие из-за него. Таким образом видимо он получает утешение за свои годы не самого лучшего периода в биографии. Зачем тогда сбегал спрашивается?

Мог бы написать письмо родным о том, что он живой. Попросить денег на билет обратно. Но нет...

Нам нужно создать мученика. Поэтому будет и дальше создавать алогичного и странного персонажа. Чтобы читатель еще сильнее проникся сочувствием к его ужасной судьбе.

Три балла из пяти.