Найти тему
Нефть и Капитал

Одно из условий зерновой сделки подорвано неоднократно

Вот уже вторые сутки из разных источников поступают сообщения о том, что аммиакопровод “Тольятти - Одесса” получил повреждения от подрывов/обстрелов.

Вчера об этом сообщал глава харьковской областной администрации Олег Синегубов. Сегодня о подрыве аммиакопровода сообщило Министерство обороны РФ.

Пока до конца не понятны причины и последствия повреждения трубопровода - МО РФ сообщает, что трубу подорвала украинская ДРГ и есть пострадавшие среди мирных жителей, а Синегубов уверен, что паров аммиака в воздухе нет.

Надо сказать, что различные участки аммиакопровода уже получали повреждения в прошлом году - в районе Донецка и в районе Бахмута. Работать он перестал с началом СВО.

А раньше через аммиакопровод прокачивалось около 2,5 млн т аммиака. Для России в целом и для “Тольяттиазота” в частности это был ключевой маршрут поставок российских удобрений на международные рынки. Рекордный по размерам аммиакопровод (2,5 тыс км) был построен в 70-х гг.

До остановки трубопровода Россия поставляла на экспорт примерно ⅙ часть от мирового производства аммиака. Через одесский порт аммиак уходил в Турцию, Марокко, Индию.

Для того, чтобы решить проблему с блокировкой аммиакопровода украинскими властями еще в конце 90-х началось планирование строительства терминала по вывозу аммиака в порту Тамань, но за почти 30 лет он так и не был построен. Будет ли продолжена стройка с учетом того, что в текущих условиях порт Тамань отказался от экспорта сжиженных газов в целях безопасности - не известно.

Поставки аммиака в сторону Одессы через аммиакопровод являются одним из условий зерновой сделки. Россия неоднократно заявляла, что соблюдает условия сделки, в отличие от противоположной стороны. Рискнем предположить, что условие сделки в виде поставок российского аммиака на международные рынки через аммиакопровод “Тольятти - Одесса” и Одесский порт можно автоматически вычеркивать.