Найти тему

Фантастические четвёрки. Большой групповой тест автомобильной акустики Morel калибра 4 дюйма

Так уж выходит, что хорошей 4-дюймовой акустики сегодня на рынке немного. Такой, чтобы смело ставить в инсталляции премиального сегмента с претензиями на звук, а не просто «штатную дырку прикрыть». Впрочем, не только штатную, 4-дюймовый калибр и в кастом-инсталлах в качестве СЧ звена имеет кучу преимуществ.

И тут приходит новость, что у Morel появляются не просто пара новых моделей, а несколько обновлённых линеек, в которые входят в том числе и очень серьёзные «четвёрки». Ну и можно ли было пропустить это мимо внимания? «Слово за слово», и после одной из поездок в компанию «ММС» увёз в багажнике вот такой комплект для большого группового тестирования (для ориентира сразу указываю цены, актуальные на момент теста):

  • Компонентные АС Morel Virtus Nano Carbon 42 (46990 рублей)
  • Компонентные АС Morel Hybrid 42 (67990 рублей)
  • Коаксиальные АС Morel Hybrid Integra 42 (53990 рублей)
  • Компонентные АС Morel IR-BMW42W (75990 рублей)
  • Коаксиальные АС Morel IR-BMW42INT (59990 рублей)

Скажу честно, давненько в лаборатории не было акустики такого уровня в таком количестве. И даже при том, что я старался сделать отчёт максимально сжатым, он всё равно получился огромным. Но, забегая вперёд, новая акустика вышла у Morel действительно очень крутой. В общем, поехали. Сначала про каждую модель, потом в конце будут выводы.

КомпонентныеMorel Virtus Nano Carbon 42

Примерно полтора года назад у меня в лаборатории побывали удивительные плоские среднечастотники Morel Virtus Nano MM2 с посадочной глубиной меньше 1 см. Сейчас плоские Virtus Nano – это целое семейство динамиков разных калибров, в котором есть и среднечастотники покрупнее – калибром 4 дюйма. Вернее, даже НЧ/СЧ динамики. Они имеют индекс Morel Virtus Nano Carbon MW4 и продаются отдельно и в составе компонентной акустики Morel Virtus Nano Carbon 42.

-2

Динамики действительно интересные: цельные и почти плоские углепластиковые диффузоры, монтажная глубина от плоскости фланца всего около 14 мм. Даже защитные грили – и те чуть ли не выше получаются. Фланцы мало того, что сами по себе узкие, они ещё и съёмные. С ними внешний диаметр динамиков – 10,9 см, без них – 9,8 см.

Конструкция моторов – обращённая, кольцевые неодимовые магниты расположены внутри звуковой катушки. Размер самой катушки – 54 мм, намотана на алюминиевом каркасе алюминиевым же проводом с фирменной геометрией Hexatech. По центру – большой осевой канал, закрытый поролоном, выполняющим функцию демпфирующей акустической нагрузки.

Центрирующая шайба – хитрой формы, по внешнему краю она крепится к той же части, что и верхний подвес диффузора, а внутри имеет заглубление, которым крепится к тыльной стороне диффузора и сопрягается с каркасом звуковой катушки.

Обратите внимание, катушка нехило так выходит из зазора, да и описание обещает линейный ход Xmax по 3 мм в каждую сторону. Вот в этом ракурсе её как раз хорошо видно.

-3

Кроссоверы – в традиционных для Morel «лупоглазых» корпусах. Их лучше оценивать в деле, так что пока лишь отмечу наличие аттенюатора твитеров на три положения.

В компонентный комплект Virtus Nano Carbon 42 входят твитеры Morel MT120N (их, если что, тоже можно купить отдельно). Тут всё более-менее традиционно – купола из тонкого полупрозрачного шёлка. Диаметр куполов – 28 мм.

В комплекте много установочной мелочёвки вплоть до клемм и довольно изящные корпуса для наружного монтажа твитеров. И ещё – карточка с серийным номером, подтверждающая подлинность продукта.

-4

Посмотреть результаты измерений Morel Virtus Nano Carbon 42, сделанных в лаборатории CarMus.ru на измерительном комплексе Audiomatica Clio

Дальше, как всегда, прослушивание. Звучание ясное, на эффект «накинутого покрывала» нет и намёка, акустика играет открыто. В характере нет какой-то особой теплоты или томности, скорее, стремление подать музыкальный материал предельно чётко, на грани жёсткости. Причём это больше относится к СЧ, а вот ВЧ в этом смысле – нежные и лёгкие, в лучших традициях «правильного морелевского шёлка».

Внизу акустика играет неожиданно основательно. Глубоко в басовую область динамики, понятное дело, не лезут, но вокал и инструменты остаются полновесными, не истончаются, и даже у контрабаса не только струны остались, но и есть намёки на корпус и объём. Так что стыковать с мидбасовыми динамиками можно чуть ли не от 150 Гц.

Твитеры позволяют немного поиграться с их разворотом, причём конкретно в данном случае, т. е. при включении через пассивные кроссоверы, звучание показалось даже интереснее, когда они видны под небольшим углом – как-то гармоничней стыкуются с серединками. Причём независимо от выставленного уровня аттенюации в кроссоверах. Но по ходу дела сложилось впечатление, что так проявляют себя именно кроссоверы, а в поканалке можно и с направлением в сторону слушателей ставить.

И ещё один момент, который был хорошо заметен на стендовых экспериментах при включении через пассивный кросс – звучание сильнее обычного зависит от взаимного расположения твитеров и серединок (пробовал двигать их ближе-дальше относительно друг друга). И вот что интересно, в некоторых случаях более слитного звучания удавалось добиться при намеренном перевороте полярности твитеров. Так что если в реальном инсталле будете чувствовать, что ВЧ «отслаиваются» от всего остального, попробуйте этот приём, в иных случаях может сработать.

Компонентные АС Morel Hybrid 42

Во всех моделях из этого теста явно прослеживается общая концепция – максимально плоская конструкция НЧ/СЧ динамиков. И это не только в серии Virtus, но и в серии постарше – Hybrid. Наглядный пример – компонентная акустика Hybrid 42. Если что, в комплект входят НЧ/СЧ динамики Hybrid MW4 MK2 и твитеры MT300, которые, как всегда, можно приобрести отдельно.

-5

Монтажная глубина динамиков – меньше 3 см. Правда, обошлось без экзотики, принцип их построения – как у обычных динамиков: есть верхний крепёжный фланец, и есть нижний, на котором держится центрирующая шайба (в отличие от того же Virtus Nano Carbon MW4, где они как бы совмещены). Насчёт диффузора в описании указано «One-pieced formed», т. е. цельный. Материал – DPC, полипропилен с собственными оригинальными добавками (Damped Polymer Cone).

Узкие крепёжные фланцы можно снять, и тогда внешний диаметр динамика останется вообще какие-то 9,8 см. Вообще, подобные съёмные фланцы – характерная черта всех 4-дюймовых участников сегодняшнего теста.

Магнитная система – с большим осевым каналом, закрытым демпфирующей вставкой из поролона. Звуковая катушка диаметром 54 мм намотана на алюминиевом каркасе. Провод – шестигранный Hexatech, тоже алюминиевый. Как и в динамике Virtus Nano Carbon MW, намотка прилично так выходит из зазора. Линейный ход, указанный в описании, – 3,5 мм в каждую сторону, т. е. с хорошим запасом.

-6

Твитеры – MT300, внешне очень похожи на те, что идут в серии Virtus Nano Carbon, но главное, как всегда, кроется внутри – измерения и прослушивание покажут. Купола – шёлковые, номинальный диаметр – 28 мм.

Кроссоверы – в фирменных корпусах, но номиналы элементов свои. В звене твитера – аттенюатор на три положения.

В комплект входят чашки для наружного монтажа (впрочем, не только наружного: их можно и при изготовлении подиумов использовать). Ну и карточка подлинности с серийным номером.

-7

Посмотреть результаты измерений Morel Hybrid 42, сделанных в лаборатории CarMus.ru на измерительном комплексе Audiomatica Clio

По звуку эта акустика имеет иной характер, нежели Virtus Nano Carbon 42. Если у тех звучание можно назвать беспристрастным на грани жёсткости (по крайней мере, в варианте включения через пассивные кроссоверы), то в Hybrid больше «души», оно воспринимается как-то теплее, «телеснее». Особенно на инструментальной музыке и в вокале. Подача мягкая, но не замыленная: тонкие детальки в знакомых записях никуда не теряются. Приятно так, я бы даже сказал, естественно.

Внизу, несмотря на формально не обещавшие этого характеристики, динамики пытаются играть чуть ли не в мидбасовую область. По крайней мере стыковать с мидбасовым звеном можно спокойно, начиная уже от 150 Гц. Причём для этого совсем не нужны высокие порядки ФВЧ – 6 или 12 дБ/октава будет нормально. Перегрузочная способность высокая, динамический запас более чем приличный.

Характер ВЧ – «шёлковая морелевская классика» в хорошем смысле этого слова: спокойные, живые, но лёгкие, эффекта «накинутого покрывала» не возникает. На языке вертится слово «нежные». Твитеры лояльны к углам установки – можно слегка развернуть их, и звучание получится чуть более сдержанным, но тусклым не станет.

Больше того, при включении через пассивный кроссовер я бы ставил их именно так – с лёгким разворотом (тут просто заданные настройки фильтров свои ограничения вносят), а вот в поканалке – можно уже и в сторону слушателей смелее направлять.

Коаксиальные АС Morel Hybrid Integra 42

По логике большинства производителей коаксиальные Hybrid Integra должны были быть сделаны на базе компонентных Hybrid. Но Morel недаром имеет репутацию «локомотивов отрасли» – это совершенно иные, да и вообще во многом даже уникальные динамики. Тот самый редкий случай, когда коаксиалы имеют полноценный внешний кроссовер (пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать подобные модели), а в случае чего, твитеры и НЧ/СЧ динамики могут быть подключены и вовсе поканально.

-8

Как и остальные модели этого теста, Hybrid Integra 42 можно «раздеть», сняв не только сетки, но и крепёжные фланцы. Последнее можно иметь ввиду, если динамики предполагается использовать в кастомной инсталляции на фронте. А их, к слову, действительно можно использовать в составе фронтальной акустики, чуть дальше сами увидите. Тем более, внешний диаметр не намного больше, чем у типичного 3,5-дюймового излучателя – всего 9,8 см.

В отличие от компонентки, диффузоры Integra выполнены из материала под названием Composite Cellular Fiber – на ощупь и по виду что-то целлюлозное. Шероховатое покрытие лицевой стороны напоминает фирменный Acudamp на основе полимерной смолы.

Внешний диаметр корпуса твитера – точно по размеру звуковой катушки, здесь она имеет диаметр 54 мм. Конструкция мотора, впрочем, осталась компактной. Осевого канала, в отличие от Hybrid MW4 MK2 (динамик в составе компонентной акустики Hybrid 42), здесь нет. Зато есть второй клеммный терминал – провода от него ныряют под наклейку и идут к твитеру.

Намотка звуковой катушки на вид такая же, как у динамика из компонентного комплекта, и, судя по величие вылета из зазора, тоже допускает приличный ход.

-9

Кроссоверы – всё в тех же корпусах, но снова со своей начинкой, отличающейся от других моделей (в том числе от кросса в тех же компонентных Hybrid 42).

В комплекте – клеммы, крепёжка, номерная индивидуальная карта, гарантирующая подлинность. Внимание к мелочам радует.

-10

Посмотреть результаты измерений Morel Hybrid Integra 42, сделанных в лаборатории CarMus.ru на измерительном комплексе Audiomatica Clio

Несмотря на то, что конструктивно Integra ушла от компонентной модели достаточно далеко (и в конструкции моторов, и кроссовер настроен иначе), в звуке родство с Hybrid 42 всё же чувствуется. Разница в стыковке полос и взаимных уровнях НЧ/СЧ и ВЧ полос не в счёт, об этом отдельный разговор.

Вниз эти динамики забираются уверенно для своего калибра: о полноценной работе на мидбасе речь не идёт, но намёки явные, и к тому же с хорошей перегрузочной способностью. Разумеется, если не задушить динамики тесной установкой (меньше литра для них я бы уже считал тесным).

Если направить динамики в сторону слушателей, верхов многовато. Хотя, нужно признать, по своей структуре они хороши, и от остальной звуковой картинки не отделяются, звучание всё равно получается слитным. Так что первый вывод – направлять эти динамики «в лоб» – не лучшая идея. А вот при их развороте тональный баланс заметно выравнивается. Это хорошо, если они будут использованы в качестве компаньонов для основной акустики и установлены, скажем, в задних дверях.

Впрочем, эти коаксиалы достойны не только подзвучки. Отдельное исполнение кроссовера толкает на мысль – а не подключить ли твитеры и НЧ/СЧ динамики поканально? В этом случае появится возможность поиграться с разделом полос, относительными уровнями и, главное, подвигать задержками полосы относительно друг друга.

И тогда появляется заманчивая возможность получить в лице Hybrid Integra 42 приличный «как бы широкополосный» излучатель, перекрывающий диапазон от 120-150 Гц и до самого-самого верха. Так что если конфигурация салона и, в частности, стоек лобового стекла позволяет установить эти «четвёрки» впереди, то результат может получиться ну очень интересным.

Компонентные АС Morel IR-BMW42W

Это первые динамики Morel для штатной установки в BMW, а буквы IR в модельном индексе означают не что иное как Integration Reference. И первым же делом отмечу их универсальность. В отличие от очень многих производителей, Morel укомплектовали их сменными адаптерами для установки в разные модели BMW – отличное решение, которое оценят многие продавцы и инсталляторы.

-11

В коробке много мелочей, так что в большинстве случаев установка обещает ограничиться принципом «снял-поставил». Кроссоверы выполнены в виде раздельных фильтров для НЧ/СЧ динамиков и твитеров в разрыв провода. И, кстати, это первая на моей памяти акустика, в комплект которой вложен набор пластиковых монтажных лопаток. Как говорится, всё для вашего удобства.

-12

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что НЧ/СЧ динамики – это те же Hybrid MW4 MK2: у них одинаковые диффузоры из материала DPC (Damped Polymer Cone, полипропилен с минеральными добавками), те же корзины и та же форма моторов. Но нет, это не так. Они маркируются как Morel IR-42W, и по измерениям тоже показывают совершенно иные характеристики.

Звуковая катушка намотана проводом Hexatech на алюминиевом каркасе диаметром 54 мм. Длина намотки позволяет динамику работать с немалым линейным ходом (без выхода намотки из зазора).

-13

Твитеры в комплекте – Morel IR MT250, они разработаны тоже специально для серии Integration Reference. Сетки – съёмные, перед куполами – небольшие кольцевые элементы, которые играют, скорее, защитную роль. В комплекте – установочные «постели» для штатных мест. Кстати, их рупорная геометрия заставила сделать два измерения – с ними и без них. И, как оказалось, влияние они оказывают весьма существенное.

-14

Посмотреть результаты измерений Morel Hybrid IR-BMW42W, сделанных в лаборатории CarMus.ru на измерительном комплексе Audiomatica Clio

На слух – очень сбалансированный комплект (честно говоря, в варианте с пассивными кроссоверами он мне понравился даже больше остальных в этом тесте). Чего таить, у Morel не всегда получаются кроссы, которые максимально используют потенциал динамиков, но в данном случае всё сошлось вот прямо как надо. Звучание открытое, лёгкое, при этом ни капли жёсткости и навязчивости или, напротив, замыленности. Как-то естественно на слух ложится. Много деталей, длительные послезвучия, музыкальное пространство «дышит».

Покрутил тестовые боксы, имитируя разные варианты направленности. Под углами характер звучания почти не уплывал, на деле это означает, что от комплекта можно ждать схожего характера звучания в разных автомобилях (где-то твитеры чуть больше развёрнуты в салон, где-то – чуть меньше, серединки могут быть видны под разными углами). Можно зачесть в плюсы.

В частотный диапазон мидбасовых динамиков (вернее, подседельных сабвуферов, поскольку речь вроде как о BMW) особо не лезут. В этом смысле они немного проигрывают Virtus Nano Carbon 42 и Hybrid 42, но нижний СЧ диапазон передают ровно настолько, чтобы их можно было без проблем состыковать с подседельниками не выше 200 Гц. Хорошо держат повышенные уровни громкости и не начинают трепыхать диффузорами, если поддать пожарче.

Коаксиальные АС Morel IR-BMW42INT

И снова если бы не специфичные фланцы, можно было бы сказать, что IR-BMW42INT – это те же самые Hybrid Integra 42. Но нет, динамики хоть и сделаны на той же платформе, но имеют значительные отличия. Причём не столько внешние (не считая фланцев), сколько именно внутренние, что отразилось на параметрах и характеристиках.

-15

Как и в компонентной модели IR-BMW42W, в комплект входят несколько вариантов фланцев для установки в разные штатные посадочные места, хвосты с разъёмами для подключения pin-to-pin и комплект лопаточек для бережного снятия обивок.

-16

Твитер помещён внутрь каркаса звуковой катушки. Диффузор выполнен из того же композита, что и в Hybrid Integra 42 – в описании он назван Composite Cellular Fiber и имеет шероховатое покрытие лицевой стороны, напоминающее фирменный состав Acudamp.

Звуковая катушка, как и у остальных 4-дюймовых среднечастотников этого теста, имеет диаметр 54 мм и выполнена из алюминия.

Интересное дело – если в упомянутых коаксиалах Hybrid Integra 42 используется внешний и ни разу не простенький кроссовер, то в IR-BMW42INT фильтр расположен в недрах самого динамика. А ещё обратил внимание, что для твитеров цветовая маркировка не совпадает с полярностью, указанной на клеммной колодке. В любом случае, при настройке обратите особое внимание на полярность.

-17

Посмотреть результаты измерений Morel Hybrid IR-BMW42INT, сделанных в лаборатории CarMus.ru на измерительном комплексе Audiomatica Clio

Характер звука ясный, но жёстким или звонким не воспринимается. ВЧ лёгкие, детальные. Порой хочется прибрать их по уровню, хотя из общей картинки они не вываливаются. Если кто-нибудь решит послушать динамики, направив их в лоб, звучание получится ярким. Но помним, что они для специфичной «бээмвешной» установки, и в конкретном инсталле будут видны под углами. Разворачиваю, и – вуаля – звучание выравнивается и становится более естественным.

Вниз динамики особо не забираются, но при увеличении громкости моторы хорошо держат диффузоры, и те в болтанку не пускаются, даже если хорошенько «навалить волюмэ». Хотя, как обычно, подрезка снизу им всё же не повредит. В целом акустика жанрово универсальна: от красивого инструментала до бодрой электроники, да и нахрапистый рок переваривается нормально.

ВЫВОДЫ ПО КАЖДОЙ МОДЕЛИ

Компонентные АС Morel Virtus Nano Carbon 42

Если вы когда-нибудь задумывались о купольных среднечастотниках, но вас останавливало, что ни одна из имеющихся на рынке автомобильных моделей не умеет играть низко, посмотрите в сторону Virtus Nano Carbon MW. Жёсткий карбоновый диффузор позволяет им уверенно играть уже от 150-200 Гц. Цена такой способности – они требуют хотя бы пары литров объёма.

В характере звучания нет какой-то особой теплоты или томности, скорее, стремление подать музыкальный материал предельно чётко, чуть ли не на грани жёсткости. Причём это больше относится к СЧ, а вот ВЧ в этом смысле – нежные и лёгкие, в лучших традициях «правильного морелевского шёлка».

Из особенностей – акустика очень чувствительна к взаимному расположению твитеров и серединок. Так что нужно быть готовым, что пассивный кроссовер может не вписаться в конкретный инсталл, и, возможно, есть смысл задуматься о поканалке. Тем более, что СЧ и твитеры можно купить отдельно.

-18

Компонентные АС Morel Hybrid 42

Классная акустика с нейтральной, живой и при этом весьма детальной звуковой подачей. Но не отстранённо-нейтральной, а, скорее, просто не вносящей отсебятины и хорошо раскрывающей настроение записи: на инструментальной музыке и вокале звучит тепло, на электронике – насыщенно и динамично, на злом рокешние звуки в кашу не перемешивает. С мидбасовым звеном можно стыковать достаточно низко (если не зажимать динамики в тесные объёмы).

При включении через пассивные кроссоверы я бы выбирал способы установки, когда динамики и твитеры видны под углом. В идеале – если твитеры будут чуть дальше среднечастотников (как вариант, горизонтальная «матрёшка»), хотя тут единых рекомендаций быть не может, многое решат ещё и отражения. Если же вам непременно нужно направить все излучатели в сторону слушателей или сильно разнести, лучше выбрать вариант поканалки, чтобы настроить стыковку полос под конкретные условия.

-19

Коаксиальные АС Morel Hybrid Integra 42

Коаксиалы, которые не позволяют относиться к себе с пренебрежением. Больше того, открывают огромное поле для экспериментов. Их уровень позволяет смело использовать динамики не только на тыл, но и в качестве серьёзного фронтального СЧ/ВЧ звена.

При включении через пассивные кроссоверы лучше всего звучат, когда видны под углом к слушателям, т. е. ровно так, как в большинстве штатных мест. Но вообще, динамики можно рассматривать и для кастом-инсталляций в передних стойках. Тем более, съёмные фланцы позволяют уместиться почти в габариты среднестатистических 3,5-дюймовых динамиков. Причём есть смысл рассмотреть даже поканальное включение, чтобы поиграться с разделом полос и подвигать твитеры задержками относительно НЧ/СЧ звена. Так близко к идеальному точечному излучателю не позволяет приблизиться ни одна компонентка.

-20

Компонентные АС Morel IR-BMW42W

Одна акустика практически на любые модели BMW: в комплекте идёт куча переходных адаптеров под посадочные места разных типов. Лезть глубоко в мидбасовую область даже не пытаются, но хорошо держат повышенные уровни громкости. На нижней середине играют так, чтобы их можно было без проблем состыковать с подседельниками.

Звучание классное, дорогое. Немного напоминает звучание Hybrid 42, но стык полос явно сделан с поправкой на установку динамиков с разворотом. Да и вообще, по секрету, в данном тесте в этой модели самые удачные по своим характеристикам кроссоверы, несмотря на их, казалось бы, простецкий вид. Звучание сбалансированное, в нём нет жёсткой колючести, но есть много деталей, так что IR-BMW42W однозначно достойны источника и усилителя соответствующего уровня.

-21

Коаксиальные АС Morel IR-BMW42INT

Акустика тоже явно делалась с учётом типичной «бээмвешной» установки, когда динамики видны под углом к слушателям. Имеют схожий с Morel IR-BMW42W почерк звучания и станут для них отличными компаньонами – вместе получится шикарнейшая, отлично сбалансированная система.