Система Ян Шаохоу в настоящее время
Попытаемся проиллюстрировать само обучение. Все начинается со структурных упражнений, столбов изначального состояния, структурных столбов. Считается, что столбы не нужно выполнять долго — это может повредить суставы. Поэтому обычно столбы не похожи на и-цуань и варьируются от 5 до 20 минут, в зависимости от сложности, есть столбы и на одной ноге. Каждый элемент ставится мастером отдельно. На такую работу уходит пара недель или больше. Далее вводят комплексы на растяжку (Dui La 對拉). Считается, что эластичность принципиально важна для тайцзицюань. И если у тебя нет растяжки, то собственно это твоя проблема, а не тайцзицюань. Ешь горькое, как говорят китайские тренера тайцзи, страдай. Дается первый базовый комплекс на растяжку, который в принципе является модификацией комплекса из тетради внутренних покоев семьи Ян и встречается в технике 10 упражнений для суставов грандмастера Чжан Чжоусина.
- 推窗望月 открыть окно, чтобы увидеть луну
- 左右开弓 натянуть лук влево и вправо
- 拔山打鼎 поднять гору и ударить треножник
- 大地回春 Земля возвращается к весне
- 手捧太阳 руки поднимают солнце
- 佛光普照 слава Будды освещает все
- 横扫千军 смести тысячи врагов
- 石沉大海 камни тонут на дне моря
- 静钓金勾 тихонько рыбачить золотым крючком
- 平起平沉 вверх и вниз по горизонтали
- 双龙摆尾 двойняшки драконы машут хвостами
- 罗汉睡觉 спящий архат
- 万法归宗 все явления возвращаются к истоку
На этот комплекс отводится около месяца, но реально для такой растяжки без травм нужно месяца три. Далее, когда организм подготовлен и приобрел эластичность, вводится расширенный комплекс с внутренними настройками ней-гун. В комплекс ней-гун уже входят упражнения на выпуск силы, фа-дзин (Fa Jin 發勁) на кручение силы в дянь-тяне, на использование подъема поясницы (Ba Bei 拔背) и другие. Комплекс называется «Восемь приемов тренировки мастерства» Лиан Гун Ба Фа (Lian Gong Ba Fa 練功八法). По нашему мнению, пару месяцев на этот комплекс это нормально, чтобы свойства интегрировались в тело. Далее вводится изучение формы старых шести дорог (大架六路). Основная цель этой формы Shu Zhan Da Fang в весьма вольной интерпретации можно перевести как «предельно распространиться, предельно расшириться, предельно открыться». Форма изучается с позиций внутренних усилий, где каждое движение выстраивается по искомым динамическим усилиям самим мастером. Чтобы улучшить качество формы водятся парные упражнений характерные для «тяжелых рук Ян». В основном все эти упражнения направлены на достижение Song Chen Jin (松沉劲). Это дзин контроля оппонента за счет погружения ква. И Song Tan Jin (松弹劲) дзин пружинистости/эластичности. Это как бы основа для людей, только начинающих свой путь в тайцзи-усилия.
После изучения формы начинается изучение туй-шоу, где вначале отрабатывается использование основных восьми усилий, затем тоже самое в движении и перемещениях с партнером. Цель этого отточить навыки слушать силу тинг-дзин. Слушание силы необходимо, так как выпуск силы в партнера идет в его силовую опору, когда силы действия и противодействия обнуляются. Поиск идеала тайцзицюань, который заключается в том, чтобы не использовать физическую силу (ли), а делать выпуск в структурные и динамические дефекты оппонента, тем самым подчиняя его контролю. Тема эта весьма непроста. Именно в тренировке способности слышать свою силу и силу оппонента заключается самый сильный терапевтический эффект тайцзи. Потому что любой дефект в прохождении динамической силы по фасциям регистрируется и настраивается в гармонии. Тренированный тайчист по своей воле способен полностью подчинить мышечное расслабление в необходимом месте тела в необходимой пропорции независимо от входящего напряжения. Появляется элемент нейропластичности.
Продолжение следует….
© Студия «Фокусы тела», 2023