Найти тему
Геократия

Стал известен основной пострадавший от санкций против нефтяной отрасли России

ПАО «Татнефть»
ПАО «Татнефть»

Представители западных страховых и логистических компаний начинают всё более открыто заявлять о том, что их финансовые потери из-за ограничительных мер против нашей страны, оказались гораздо больше, чем ущерб, нанесённый отечественной экономике. Всё дело в том, что в минувшем декабре им было запрещено проводить какие либо операции с жидкими углеводородами из России в том случае, если они продаются по цене свыше 60 долларов за баррель. Но это привело не к падению объёмов нашего экспорта, а лишь к сокращению клиентской базы американских и европейских фирм, занимающихся перевозками грузов или оказывающих страховые услуги.

Сейчас котировки сорта Urals находятся ниже установленного лимита, то есть теоретически никому из них не возбраняется работать с нашими экспортёрами. Однако для последних большого смысла в этом уже нет. Ведь попытки выстраивать или возобновлять деловые отношения с партнёрами, которые в любой момент могут ретироваться, будут выглядеть довольно странно. Особенно в том случае, если можно найти тех, кто готов игнорировать санкции и работать на постоянной основе.

Например, в апреле рыночная цена бочки Urals была выше 60 долларов. По логике Вашингтона, Лондона и Брюсселя следствием такой конъюнктуры должен был стать мгновенный отказ потребителей от её закупок, однако на деле всё вышло совсем иначе. Согласно данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха, в первые два месяца нынешнего года фиксировалось падение продаж и доходов Кремля от торговли нефтью, но весной картина изменилась до неузнаваемости. В марте экспорт вырос до рекордных за весь постпандемийный период 8,1 млн баррелей в сутки, а в апреле – до 8,3 млн б/с. Предполагаемая выручка составила 13,3 и 15 млрд долларов соответственно.

aramco.com
aramco.com

Пока западные страховщики и перевозчики подсчитывают недополученную прибыль, их российские, китайские и индийские коллеги «с удовольствием занимаются бизнесом», вытесняя своих более статусных конкурентов из давно занятых ими ниш. Такое решение, как отзыв у судоходной компании Gatik права на международную страховку, которое, по идее, «должно было послужить всем уроком», ни к каким реальным последствиям не привело. Теперь её корабли страхует компания из Нью-Дели.

Кроме того, существует так называемый теневой флот танкеров, управляемых небольшими компаниями, которые ежедневно перевозят миллионы отечественных баррелей сырой нефти и топлива. Как полагает Trafigura, в феврале этого года он насчитывал около 600 судов. То есть наибольший урон ограничительные меры со стороны европейцев и американцев действительно нанесли именно тем, кто их соблюдает, но никак не трём странам БРИКС, которые, пожалуй, даже остались в выигрыше после перераспределения потоков, уходивших прежде на Запад.

«Если цель санкций состоит в том, чтобы заставить какое бы то ни было государство изменить свой политический курс, то, очевидно, что никакого успеха они не принесли. Более того, для отрасли абсолютно неясно, почему политики считают, будто ситуация может существенно измениться, если они продолжат вводить ограничения в отношении судоходства и страхования. Это лишь нанесёт ещё больший ущерб законной мировой системе бесперебойных поставок», - приводит Oilprice.com мнение главы отдела морской и авиационной промышленности страховой торговой организации Lloyd's Market Association Нила Робертса.

 pixabay.com
pixabay.com

Судя по всему в Евросоюзе, где продолжают обсуждать очередной пакет антироссийских санкций, намерены прислушаться к этим словам. По крайней мере, согласно инсайдерской информации, наиболее жёсткие предложения – такие, как полный запрет кораблям, перевозящим нашу нефть или отключающим свои навигационные системы, на заход в порты ЕС – уже сняты с повестки дня.

Тем не менее, попытки выработать эффективные для Запада механизмы воздействия на третьи страны, которые сотрудничают с Россией, продолжаются. Несколько государств, включая Германию, заявили, что готовы рассмотреть вопрос включения в «чёрный список» конкретных компаний, однако не считают целесообразным наказывать национальные правительства. Венгрия и Греция по-прежнему хотят, чтобы некоторые их перевозчики и страховщики были исключены из данного перечня, поскольку в противном случае их федеральные бюджеты понесут значительные потери. Ещё несколько держав выступают против введения ограничительных мер по отношению к китайским фирмам, поскольку те являются их партнёрами.

Одним словом, желание «запретить, не пущать и оградить» у политиков Старого Света по-прежнему велико. Однако волей-неволей им приходится себя сдерживать. Ведь очевидно, что та же Gatik была создана специально для того, чтобы перевозить российскую нефть, и её руководство прекрасно понимало, что рано или поздно окажется под санкциями.

Что касается внешней политики нашей страны, то перспектива её изменения вследствие принятых западными дипломатами решений, близка к нулю. А вот эффект обратного действия становится всё более и более очевидным. Именно поэтому очередной пакет антироссийских мер, который должен был быть принят к саммиту большой семёрки, то есть ещё две с половиной недели назад, пока так и не согласован. Вероятность того, что он окажет негативное воздействие, прежде всего, на самих европейцев, слишком велика. Именно этим и вызвана столь серьёзная заминка.