Если бы Иоганн Себастьян Бах решил вдруг посмотреть, как распорядились его музыкой потомки, он бы, наверняка, испытал глубокое потрясение. Действительно, во всей классической музыке нет другого композитора, чьи сочинения подверглись бы такому количеству разнообразных переосмыслений, переложений и переработок.
Возможно, Бах возмутился бы, услышав, что его церковные мелодии превратили в "дьявольское пиликанье" (например, в джазовые стандарты). Но не исключено также, что он оценил бы изобретательность и остроумие некоторых обработок. Например, пьесы для гитары и флейты под названием "Леда".
Автор этой симпатичной пьесы-шутки - гитарист и композитор Никита Кошкин.
Никита Кошкин - одна из крупных фигур современного гитарного мира, музыкант с международной исполнительской карьерой и очень солидной композиторской репутацией.
Он пишет качественную, умную и интересную музыку для гитары и декакорда (это десятиструнный вариант гитары). Его сочинения есть в репертуаре гитаристов любого уровня - от ученика музыкальной школы до звёзд первой величины, например, Джона Уильямса.
Пьесу "Леда" Никита Кошкин написал специально для биса в одном из своих авторских концертов. И в ней есть все, что необходимо для такого случая: краткость, эффектность и узнаваемость.
Идея здесь примерно такая же, как и в известной "Аве Марии" Баха-Гуно, где к музыке до-мажорной прелюдии Баха Шарль Гуно присоединил свою собственную мелодию. Об этом здесь 👇
Но в "Леде" задача сложнее: автор совмещает в одновременном звучании две разные, уже готовые темы, абсолютно далёкие друг от друга по стилю и содержанию: мелодии из "Лебедя" Камиля Сен-Санса и из хорала Баха 👉"Jesus bleibet meine Freude" ("Иисус - моя радость").
Иоганн Себастьян Бах написал этот хорал ровно триста лет назад для одной из своих церковных кантат ("Herz und Mund und Tat und Leben", BWV 147). С тех пор он стал очень популярен и уже в ХХ веке вышел из стен церкви на концертную эстраду в самых разнообразных переложениях, которые со временем вошли в репертуар пианистов, гитаристов и других исполнителей.
Самая популярная фортепианная версия - 👉 здесь.
Кстати, сам хорал Баха - это тоже наложение двух мелодий. Композитор взял тему старинного лютеранского гимна, написанного в XVII веке Иоганном Шопом, и как бы поместил её в "раму" оркестрового сопровождения, основанного на собственной мелодии. Именно она и создаёт тот самый чудесный музыкальный эффект, благодаря которому эта музыка так полюбилась публике.
В своей пьесе Никита Кошкин оставил только "раму" баховского хорала (ту самую мелодию сопровождения), и вместо лютеранского гимна поместил в неё "Лебедя" Сен-Санса. Неожиданный ход, воспринимаемый как музыкальный каламбур, но целое звучит очень органично и естественно. Гибкая пластика баховской темы очень подходит "Лебедю", а в "Лебеде" вдруг открывается нечно молитвенное.
За Баха здесь отвечает гитара, за Сен-Санса - флейта.
Для концовки использованы также несколько тактов из Прелюдии для лютни Баха BWV 998.
Ещё обработки музыки Баха 👇
Всё о Бахе в этой подборке 👇