На Кинопоиске выходит анимационный фильм «Яга и книга заклинаний» — новый взгляд на всеми любимую героиню русской народной сказки и ее непростую судьбу. Рассказываем, что интересного в мультфильме и при чем тут Барбра Стрейзанд и Александр Овечкин.
Что происходит в мультфильме
В «Яге и книге заклинаний» рассказывается про самое начало биографии одной из главных злодеек русских сказок. Мы видим Ягу сначала маленькой девочкой, а затем молодой женщиной, которую предала близкая подруга Белладонна. Выкрав у волшебницы книгу заклинаний, Белладонна мечтает покорить тридевятое царство, а потом и весь мир. На ее пути встает своенравная падчерица, принцесса Синеглазка, которая видит мачеху насквозь. Ну и конечно, сама Яга, живущая в лесу в компании сказочных помощников.
Как Барбра Стрейзанд повлияла на героиню
Продюсеры картины изначально хотели сделать главной героиней мультфильма именно Бабу-ягу, но такой молодой и яркой она получилась не сразу. В первых вариантах разработок героиня была куда старше и строже, а общая стилистика мультфильма тяготела к мрачному нуару. Однако в процессе работы над историей стало понятно, что нужна совсем другая героиня — выросшая из микса славянской культуры и сказок Восточной Европы.
Александр Чистяков
Продюсер, сценарист
Мы стали думать, как в славянской культуре выглядели люди, скажем так, экстраординарных способностей. Во-первых, про них говорили: «Бог шельму метит». Значит, это были люди рыжие, и считали их немного странными, не от мира сего. Во-вторых, часто это были рома — с колдовством, своими культурой и обычаями.
Когда началась отрисовка, за источники вдохновения мы брали разных персонажей: знаменитых и не очень, не всегда конвенциональных красавиц, но всегда очень харизматичных девушек. Например, одной из точек отсчета стала Барбра Стрейзанд. Хотелось сделать героиню Яги живой, энергичной — и появились кудри. Потом мы поняли, что с этим тяжело работать, и надели на нее разнообразные аксессуары, добавили дреды. И получилась такая современная Яга.
Кого сыграла певица Глюк’oZа
Жанр «Яги» можно определить как сказочную семейную комедию, но создатели картины также задумывали ее и как coming of age в волшебных декорациях — историю ведьмы, которая после предательства осталась в стадии обиженного ребенка. Драйвером для трансформации Яги становится встреча с другой героиней — принцессой-подростком Синеглазкой, девочкой, которая как раз вынуждена быстро повзрослеть, чтобы спасти отца от злодейки Белладонны. Поиски образа принцессы дались очень сложно: по словам продюсеров, человекообразные персонажи всегда проигрывают волшебным героям, у которых есть свои магические фишки. Но и у Синеглазки со временем нашлась изюминка.
Александр Чистяков
Продюсер, сценарист
Мы совершенно случайно придумали прическу, которая героиню и определила. Во время очередного творческого совета художники показали мне фотографию моей жены Наташи (Натальи Чистяковой-Ионовой, певицы Глюк’oZы. — Прим. ред.) на одном из выступлений — был у нее такой период, когда она выступала на сцене с забавной прической в виде рогаликов. Нам показалось это классным: и по-хулигански выглядит, и при этом не кричаще.
В мультфильме есть Фёдор Бондарчук, и он Леший
Кто точно обладает в мультфильме всеми фишками, так это хамоватый Леший — поджарый деревянный персонаж в озвучке Фёдора Бондарчука. Его образ тоже далек от привычного нам неповоротливого обитателя леса, поросшего мхом. Леший из «Яги», наоборот, рвется в бой и усиленно молодится, а помогают ему в этом скрывающий лысину разноцветный парик и яркий рокерский прикид.
По словам Александра Чистякова, перегоревшим рокером Леший стал сразу, а источниками вдохновения для него послужили Эксел Роуз из Guns N' Roses и сам Фёдор Бондарчук (команда проекта изначально видела его в роли «озвучанта» персонажа). Также с самого начала решено было сделать героя деревянным, хотя технически отобразить движение такой текстуры довольно сложно.
Как Сивка стал Буркой и Александром Овечкиным
У Яги яркая свита из сказочных помощников. Кто-то из них, как кот ученый Котофей или Водяной, перекочевал из других сказок и подвергся небольшому ребрендингу. Кто-то — как парочка домовых, Шишек — был придуман специально для мультфильма.
Сергей Лубинецкий
Исполнительный продюсер
Наш режиссер придумал для Шишек особый язык эдакой абракадабры, чтобы было понятно, что они имеют в виду, только по интонации, а не по самим словам. Такие герои часто становятся интересным дополнительным элементом, в частности для детей. Они же часто смотрят фильм и выбирают понравившегося персонажа, который промелькнул во всем фильме буквально на 5–10 минут, а ребенку уже понравился.
Еще один по-своему уникальный герой — козел Бурка, который претерпел смену имиджа.
Александр Чистяков
Продюсер, сценарист
Поначалу в сценарии был конь Сивка. Более того, мы даже его почти отрисовали, но я на все это посмотрел и сказал: какого бы коня мы ни делали, у нас все равно получится осел из «Шрека», потому что именно этот осел — воплощение идеального конеобразного комического существа. И так конь превратился в козла Бурку. От Сивки к нему перешел хоккейный шлем, который на козле стал смотреться еще смешнее. Еще ему откололи зуб как у Александра Овечкина. Не все это замечают, но такой у нас был референс, да и к тому же Александра за его великий хоккей в Америке по-доброму называют Goat. Но это больше такая внутренняя игра, внутри творческой команды.
Шутки для взрослых от Леонида Бараца и голливудского сценариста
В списке сценаристов «Яги» значатся сразу несколько человек, в том числе голливудский автор Грегори Пуарье (работал над картиной «Сокровище нации: Книга тайн») и участник «Квартета И» Леонид Барац. При этом строгого разделения команды на тех, кто пишет шутки, и тех, кто отвечает за сюжет, во время работы не было: история создавалась в синергии, а юмористические находки чаще основывались на забавных ситуациях и гэгах.
Леонид Барац занимался диалогами взрослых персонажей, чтобы мультфильм был интересен не только детям, но и взрослым. «Икеевскую» же шутку «Кто мог придумать трон, который нужно собирать самому? — Шведы!» придумал именно Грегори Пуарье. Он же добавил в сюжет материальный артефакт — вынесенную в заглавие мультфильма книгу заклинаний. «До этого все крутилось вокруг истории с предательством и выглядело довольно аморфно. Но как только появилась книга, все изменилось», — говорит Александр Чистяков.
Яга — это «голос с судьбой»
Изначально у мультфильма был английский вариант озвучки, и голосом Яги (по задумке продюсеров персонажу должно быть 30–35 лет) говорила актриса с «шершавым» голосом, с хрипотцой. На русском языке искали похожий тембр, и в итоге благодаря композитору проекта Игорю Вдовину вышли на актрису Юлию Хлынину. «Как метко сказала сама Юля, когда мы с ней впервые обсудили героиню: „Ну понятно, вам нужен голос с судьбой“», — говорит Александр Чистяков.
Исполнительница заглавной песни «Ошибка природы» из саундтрека картины, певица ray! (Лидия Чистякова-Ионова. — Прим. ред.), получила роль принцессы Синеглазки, после того как прошла кастинг у режиссера Владимира Сакова. «Нам показалось логичным, что она и песню поет, и персонажа озвучивает, ведь заглавный трек у нас звучит именно от лица подростка», — рассказывает Чистяков.
Но настоящей звездой озвучания в мультфильме стал актер Диомид Виноградов. В «Яге» он отвечает за царя, Котофея, козла Бурку, Шишек и Водяного.
Сергей Лубинецкий
Исполнительный продюсер
Наша студия много лет знает Диомида, режиссер с ним знаком, и потому мы решили его пригласить — поначалу только на озвучку кота. Прислали видеореференс персонажа, монолог из сценария. И нам очень понравилось то, что Диомид прислал в ответ.
Уже после в ходе работы мы решили попробовать его с другими героями, и получилось прекрасно. Диомид на ходу импровизирует и всегда может предложить оригинальную и смешную фразу лучше уже существующей, тем самым оживляя персонажа. А еще он замечательно владеет голосом и способен отыгрывать диалоги сразу за нескольких героев».
Индастриал и Кустурица
Композитора Игоря Вдовина посоветовал пригласить Фёдор Бондарчук, вместе они работали над сериалами «Псих» и «Актрисы». «Когда началось обсуждение, мы быстро вспомнили фильмы Эмира Кустурицы: музыка оттуда вроде и наша, но немного другая, какая-то бесшабашная, хулиганская, цыганская, как и наша Яга», — вспоминает Александр Чистяков. С другими референсами помогла уже Лидия Чистякова-Ионова, она показывала музыкальные фрагменты из любимых аниме-сериалов. Благодаря этому для одного из финальных эпизодов драки на ярмарке Игорь Вдовин придумал необычный трек — микс индастриала и фольклорных напевов.
Кубические купола тридевятого царства
За проработку образов персонажей и локаций в «Яге» отвечал художник-постановщик Геннадий Корнышев, но отдельные решения по визуалу принимались при участии всей творческой команды. Например, решение сделать главным временем года всей истории осень.
Сергей Лубинецкий
Исполнительный продюсер
Локации, в которых происходит действие фильма, мы хотели сделать не столько волшебными, сколько понятными и очень простыми. Так, например, лес Яги похож на наш русский лес с элементами ранней осени. Многие решения принимались при помощи мозгового штурма. Искали для вдохновения места, где растут сосны, кто-то приносил снимки из путешествий, с дачи, из интернета.
Александр Чистяков
Продюсер, сценарист
Точных геолокаций как точек отсчета у нас не было, но были источники вдохновения в изобразительном искусстве. Например, мне очень нравится художник авангардист Аристарх Лентулов. У него есть большая серия картин 1910–1915 годов, посвященная как раз русским храмам, в такой кубической манере, когда на полотнах множатся купола. Мы смотрели на это, на цветовые гаммы у наших авангардистов, чтобы даже на подсознательном уровне интегрировать ДНК русского искусства — как традиционного, так и авангардного — в мультфильм.
Автор: Ника Кон
Фото: Ольга Зиновская / ТАСС, Bettmann / Contributor / Getty Images, Аристарх Васильевич Лентулов / Государственная Третьяковская галерея, Pete Still / Redferns / Getty Images
[data-stk-css="stkImtxa"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkwTxw2"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br> [data-stk-css="stkj8jbP"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkl14_5"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br> [data-stk-css="stkBfflQ"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk-uewr"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br> [data-stk-css="stkeV2fa"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkJlKZo"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br> [data-stk-css="stkXqMZb"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stke8i5q"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br> [data-stk-css="stkwlnQy"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkYJd19"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br> [data-stk-css="stklSqYw"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkSCxHv"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } <br>