Найти в Дзене
Биорг

IT Manager: На пути к умному государству

Оглавление

Государственные цифровые сервисы наиболее активно развиваются с начала пандемии COVID-19. Новым аспектом в повестке цифровой трансформации государства стала импортонезависимость в условиях санкций. О том, как актуальные тренды цифровизации и технологии, внедряемые на уровне госведомств, в ближайшее время повлияют на повседневный опыт обычных граждан, журналу рассказал директор по работе с государственными заказчиками компании "Биорг" Илья Веригин.

ФОТО: Shutterstock
ФОТО: Shutterstock

На фоне санкций и внешних ограничений в России значительно активизировалась деятельность по построению импортонезависимости.

«Основные акценты сегодня — перестройка всех ИТ-архитектур в государстве на базе российских программных и аппаратных решений, — говорит он. — Чиновники очень живо реагируют на новые веяния. Например, с распространением в мире больших языковых моделей (GPT-4, российские аналоги Сбера и «Яндекса») их стали активно применять в повседневной работе и у нас, на уровне пользователей.
Это, с одной стороны, свидетельствует о высоком уровне цифровой готовности к применению технологий. С другой — заставляет задуматься о необходимых методологических изменениях в рабочих процессах, которые позволят адекватно и адресно применять технологии. Скажем, использовать ChatGPT-подобные решения на уровне ГИС пока не очень правильно, но реальную помощь в повседневной жизни они обеспечивают. Один мой знакомый руководитель социального блока с помощью нейросети экономит до двух часов рабочего времени на типовой переписке, уделяя это время более содержательным задачам», - Илья Веригин.

Зачем ведомствам наполнять реестры данных

Реестровая модель межведомственного взаимодействия в разы ускорит оказание госуслуг гражданам, повысит их качество. Это станет возможно при наличии в государственных информационных системах полных и непротиворечивых данных о субъектах и объектах права. Остается решить вопрос, где и как брать эти данные, ведь очень большие массивы находятся в аналоговом виде, в бумаге.

"Думаю, в этой связи мы ещё увидим рост количества ИТ-проектов на рынке оцифровки – по переводу данных в машиночитаемый вид. В этой сфере актуально внедрять ИИ-решения как средства автоматизации обработки больших объёмов данных. Можно вспомнить поручение президента РФ Владимир Путина подумать об оцифровке госархивов с применением ИИ-технологий, которое он давал в начале 2022 года"

Ещё 5 лет назад на всех отраслевых конференциях модераторы задавали хороший и правильный тон, когда спрашивали, можно ли увидеть пример проактивных госуслуг. Скажем, когда автоматически пришёл налоговый вычет после покупки имущества, родился ребенок – автоматически оформили СНИЛС, назначили пособие и т.д.

Сейчас примеров подобных проактивных решений становится больше. Причина – постепенное наполнение реестров государственных данных. Не последнюю роль в этом сыграл титанический госпроект по оцифровке архивов органов ЗАГС, где в том числе принимал участие и наше компания. Информация в электронном виде поступила в единый реестр органов ЗАГС. Он стал основным источником данных о населении РФ. Это помогло Правительству оперативно назначать поддерживающие выплаты семьям с детьми в период пандемии, развить различные социальные сервисы. Сегодня эту информацию используют в том числе для наполнения и актуализации баз МВД, а граждане получают положенные льготы не по факту обращения, а просто потому, что они полагаются и данные об этом есть в системе.

Умное государство — удобные сервисы

Умное государство понимают по-разному. Один из подходов – потребительский, утилитарный: государство как набор сервисов, с которыми взаимодействуют граждане, ведомства и юрлица. Мы видим, что сервисы для граждан сейчас активно развиваются через платформу Госуслуги от Минцифры, и приложения умного города, по которым в лидирует наша столица – в Москве многое можно сделать через простую регистрацию и всего в несколько кликов на городском портале или в приложении Mos.ru.

Сервисы для самих государственных структур планируется запускать через ГосТех – эта платформа ещё в начале развития, но контуры, которые мы видим, внушают оптимизм. На этой же платформе, скорее всего, появятся и тиражируемые решения для тех же умных городов.

ИИ для госуправления и принятия решений

Технологии ИИ не очень хорошо сочетаются с ФЗ-44 и ФЗ-223 – о закупках. Согласно закону, результат закупки всегда должен быть четко измерим. Эта модель взаимодействия немного искажает восприятие заказчиком решений ИИ. Многие считают, что покупают готовый продукт, который сходу позволяет решить стоящие перед ведомством задачи цифровой трансформации.

Тем не менее, ситуация меняется и в этом направлении. Появляются заказчики, которые готовы идти в практические проекты на базе ИИ, понимая, что результат может быть не гарантированным, а зависеть от четкого ТЗ и поставленных задач.

В частности, Росреестр тестирует цифрового помощника регистратора, разработкой которого занималась компания «Биорг». Технология позволяет автоматически проводить регламентированные юридические проверки за сотрудника при регистрации сделок, а также формировать сами заявления на регистрацию. Благодаря разработке должно снизиться число отказов и приостановок регистраций прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет. Технология упрощает взаимодействие сотрудников Росреестра и МФЦ.

Стоит отметить принцип работы системы — ИИ проводит рутинный анализ документов, обращает внимание на частности, формирует проекты решений, «рекомендует». Итоговое решение принимает человек.

С момента внедрения в эксплуатацию с помощью ИИ-системы уже зарегистрировано более 10 тысяч сделок купли-продажи квартир в Новгородской области. «Цифрового помощника регистратора» планируют масштабировать ещё на 7 регионов России. Это важно, потому что на сделки по регистрации недвижимости выпадет около 46 процентов обращений в МФЦ по всей стране.

Источник: https://www.it-world.ru/cionews/government/193466.html (публикация со всеми спикерами)