Языческие поверья о душе-птице или о душе, уносимой птицей, отобразились косвенно в христианских представлениях о крылатых ангелах, уносящих душу после смерти.
Рождавшийся человек воспринимался как новое воплощение души предка. Поэтому и появление ребёнка в семье нередко объяснялось (особенно старшим детям) весьма просто: сестру или брата принесли птицы, в частности, буслы-аисты.
Эта птица в культурной традиции разных народов имела семейно-брачную, жизненную символику. В Древнем Риме аист посвящался Юноне, богине материнства, помогавшей роженицам.
Славянским девушкам запрещалось смотреть на аиста. Приснившийся женщине аист означал беременность. Если аист кружился над чьим-либо домом, это расценивали как предвестье рождения ребёнка.
Аисты возвращаются весной в Беларусь обычно на Благовещение, в ключевой день года, знаменующий начало весенне-летнего цикла. Вот почему они всегда считались птицами, несущими добрую (благую) весть.
Увидеть первого летящего аиста – к счастью, к долголетию, здоровью, к скорому замужеству и появлению детей. Деньги в кармане в этом случае предвещают богатство, ключи – изобилие, а если ничего нет – убытки.
При виде первых аистов люди приговаривали: «На тихое лето, буйное жито, а нам на здоровье». При этом иногда умывались, чтобы быть здоровыми, резвыми и весёлыми, кувыркались, чтобы не болели ноги, катались по земле, прислонялись к деревьям, к плетню, чтобы не болела спина.
Издавна в деревнях старались устроить гнездо аиста на доме или на хозяйственных постройках – сарае, хлеве, а также на дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо. Аист оберегал дом от молнии и пожара, от злых чар и наговоров, способствовал прибыльному ведению хозяйства. Очень плохо, если аист не возвращается в прежнее гнездо. Это сулит запустение дому.
В разных местностях Беларуси можно услышать названия типа Буслова Гора, Бусловка, Буслы, Буснявка, Бусьнёвец, Буськова сеножать (бусень, буська – это местные, диалектные названия бусла-аиста).
Такие названия связаны с возвышенностями, лесными полянами, урочищами, сенокосными лугами, полями и болотами. Все эти названия необходимо объяснять с учётом эзотерико-мифологической символики аиста (бусла).
Аиста почитали с древнейших времён. На территории Беларуси существовал культ этой птицы, считавшейся священной. Элементы культа аиста сохраняется кое-где до сих пор.
Так, на Буслову Стражу – лесную поляну в окрестностях посёлка Смелый Лоевского района Гомельской области – издавна весной прилетают аисты, которые селятся здесь и как бы охраняют, сторожат лес. Отсюда – и название Буслова Стража.
Слово бусел используется в тех или иных местностях и для называния археологических объектов.
Например, возле деревни Болсуны Чечерского района Гомельской области есть городище под названием Буслова Гора.
Своя Буслова Гора (она же – Бусловка) – возвышенность, вблизи которой из года в год гнездятся аисты, существует и возле деревни Телешовская Рудня Гомельского района.
Возвышенность в окрестностях деревни Завойть Наровлянского района Гомельской области известна местным жителям как Буслова Могила. Согласно преданию, в Бусловой Могиле похоронен воевода Буслов.
Названия мест археологических древностей Буслова Гора и Буслова Могила отображают представления о том, что на соответствующих объектах продолжают обитать души людей, живших здесь ранее.
Поверья, что именно аист (бусел) уносит души умерших, а также возвращает в земной мир те души, которым суждено вновь воплотиться в человеческом теле, являются очень-очень давними.
Правда, с философско-эзотерической точки зрения следует говорить о сохранении на городищах и в местах древних захоронений не душ как таковых, а их энергокопий (биоплазмоидов), действительно концентрирующихся вокруг археологических объектов, как, впрочем, и на любом кладбище.
Наши предки не убивали аистов и не разоряли их гнёзда, боясь мести духа божественной птицы. Древние жители Полесья дреговичи и радимичи верили в родство аиста и человека. Такие верования можно считать отголосками тотемизма.
Дреговичи и радимичи считали, что божество Аист или его душа может вызывать град, ливень, ветер, бурю, приносить в клюве искру, от которой возникнет всепоглощающий пожар.
Поверья об аисте, приносящем огонь и вызывающем бурю, обусловлены древними представлениями о связи этой птицы с Перуном, богом грозы, грома и молнии.
Проявлением тотемистических верований о родстве человека и аиста является обычай белорусов называть аистов мужскими именами – Адам, Богдан, Иван, Матвей, Кондрат, Лукьян, Тарас, Яков, Григорий, Василий…
Аисты обитают исключительно в положительных «местах силы». Именно таковыми являются Буслово болото возле деревни Буйновичи Лельчицкого района и около деревни Май Речицкого района, продолговатая возвышенность Буслова Грива недалеко от деревни Расова Светлогорского района, болото Бусловище у деревни Ковтичи-Первые того же района, а также озеро Буслы в окрестностях деревни Дорошевичи Петриковского района Гомельской области. Вокруг этого озера растут дубы-великаны, на которых аисты вьют свои гнёзда.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). Гомель: Барк, 2012.
Фотоиллюстрация © Владислава Рогалева. В деревне Уза Гомельского района (Беларусь). 10 апреля 2023 года.