Настало время нам посмотреть на ортодоксальную церемонию Вуду! Это яркое, эмоциональное и контрастное погружение в африканскую мистику мы разделим на несколько этапов, чтобы все лучше отложилось в голове. Поэтому сегодня на повестке дня Rada Loa и начало церемонии, которая как раз начинается!
Сегодняшняя церемония приурочена к инициации нового жреца — houngan и жрицы — mambo. Прямо сейчас звучит молитва Piere Guinea, за которой последует ритуальное приветствие собравшихся, а ещё барабанов и барабанщиков, которым предстоит сегодня постараться. Кандидатам на посвящение тоже предстоит немало работы - им нужно запомнить порядок призыва каждого Loa, каждому из которых поется по минимум три песни и каждая из этих песен должна повториться хотя бы три раза!
Застучали палочки по деревянным барабанам tanbou kon, звонко отзывается самый большой, обтянутый кожей коровы, барабан Maman и отвечает ему другой, обтянутый козьей шкурой. Дух захватывает от того как все величественно и сосредоточенно! Это значит, мы переходим к самой завораживающей части церемонии, которую открывают, одетые в белый Rada Loa! Они представляют эмоциональную стабильность Африки и её теплоту, они мягкие и легкие, их лейтмотив традиционный. Они никогда не требуют жертву крупнее цыплят. Помощь Rada Loa человеку не очень велика, к тому же они выполняют лишь те просьбы, которые не принесут никому вреда. На церемониях этих Loa всегда присутствует костер, а внутри него железный брусок, символизирующий Loa Ogoun.
Призыв Loa всегда начинается с Legba, иногда его называют Papa Legba. Он заслуженно считается самым могущественным из всех Loa, ведь если он не откроет ворота, не даст согласие, то ни один Loa не сможет прийти в наш мир и не сможет ничего делать. Вместе с тем, в другом своем воплощении, именуемом Maitre Carrefour он — покровитель колдовства и охраняет перекрестки. Его изображают как человек, брызжущий водой или как старик, идущий с палкой. Legba курит маленькую трубку, а в мешке носит немного еды. Его пища – кости животных, символ — лев и белая овца, а дерево возле храма — алтарь Legba.
Церемония продолжается! Papa Legba позволил открыть ворота, а Loa присоединиться к ритуалу, значит настала пора знакомиться со следующим и главными духами!
Начнем с Damballah. Его ещё называют Большая Змея или Dumballah-Wedo. Он — самый старый из предков и наиболее популярный Loa. Хоть он и с трудом вступает в отношения с людьми, все же Damballah есть добрый и невинный отец любви, поэтому его мудрость далека от нас. Этот Loa любит находиться в тишине и никогда не сообщает людям точные сведения, также может приносить дождь. А служение ему есть поклонение красоте. Его символом стали змеиные яйца и змеи, последние же стали его слугами. Так как Damballah и сам появляется в образе змеи, сидящей на дереве или плавающей в специально построенном бассейне и излучающей успокаивающее присутствие, ко всем змеям относятся с почтением. Человек, одержимый этим Loa перестает ходить и начинает ползать, при этом одержимый не в состоянии пользоваться конечностями. Подобно змее высовывая язык, одержимый заползает на дерево или крышу, ему предлагают яйцо, которое он раскусывает своими зубами.
Рядом с добрым Dumballah-Wedo его прекрасная жена по имени Aida-Wedo, которую представляют как короткую, свернувшуюся змею. Она преимущественно плавает в бассейне и питается бананами. Её символ — радуга, в цвета которой окрашен центр храма — poteau-mitan.
Вспомним про брусок металла в огне, ведь перед нами сам Ogoun! Он представляет собой традиционную фигуру война и похож на Зевса. Ogoun триумфальный и могущественный Loa, имеющий много аспектов. Он — Loa огня, Loa обработки металлов, Loa молнии и Loa фаллоса. Ogoun дает силу через пророчество и колдовство. Считается, что именно он внушил идею и дал силу рабам совершить революцию в 1804 году. Теперь его призывают, чтобы помочь людям получить представителей власти, которые более отвечают их требованиям. Например, он представляет стабильность, порядок и власть, как Ogoun Fer. Как раненый воин он представляет фигуру Иисуса Христа.
Как Ogoun Feraille он дает силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по заду. А как Ogoun Badagris он может поднять человека и нести его, чтобы показать свое особое внимание и покровительство. Кстати, наши дни даровали ему новый лик лукавого и мощного политического лидера. Но неизменной частью любого из аспектов Ogoun является его власть и воинственность. Его цвет красный, жертва ему — бык, а одержимость им может сопровождается насилием. Одержимый одевается в красные одежды, моет свои руки в пылающем роме без всяких для себя последствий, машет саблей или мачете, тычет ими в себя, но и лезвия не причиняют вреда! Пожевывая сигару одержимый с помощью старой фразы "Gren mwe fret" требует ром. Часто этот ром льют на землю и поджигают его.
Церемония набирает обороты и к нам присоединяется все больше Loa! Теперь перед нами Loco — дух растительности и опекун святынь! Жрецы получают от него обширные знания о свойстве растений. Он — Loa исцеления и по совместительству начальник целителей травами. Его служители всегда призывают Loco перед началом лечения. А жертвы для него помещаются в соломенные мешки, которые подвешиваются в ветвях деревьев.
Мы внезапно меняем локацию! Скорее за всеми, к морю! В шуме волн которого ты слышишь имя самого хозяина моря — Agwe. Флора и фауна, а так же все суды, выплывающие в море отданы на милость воинственному Agwe, которому нравится орудийный огонь и военная униформа, а его символы — крошечные лодки, ярко окрашенные весла и раковины. огонь. Служение же Agwe весьма отличается от других, так как оно проходит буквально в море. На плот ставят все виды любимой еды Agwe, включая шампанское, затем плот спускают на воду там, где предполагается нахождение священного подводного мира. Если плот со всеми продуктами тонет, значит Agwe принял жертву и защитит интересы тех, кто ее подготовил. И логично, что если плот приплыл назад к берегу, значит Agwe отказался от жертвы, и его необходимо умилостивить.
Вновь возвратимся к храму, где нас уже ждёт ещё одна морская Loa по имени La Sirena. Когда она появляется в святилище, то человек одержимый ею выглядит, как молодая кокетка, которая очень внимательно относится к своему внешнему виду. Одержимая этой Loa говорит по-французски, часто оскорбляя служителя-крестьянина. Кстати, бытует мнение, что она замужем за Agwe.
La Sirena морская loa. Есть мнение, что La
А сейчас смотри внимательно, ведь пришла Erzulie! Держу пари, она заставит тебя удивиться!
Она — Loa любви и олицетворяет идеальную женщину, она — жена Agwe, Dumballah и Ogoun, потому носит три обручальных кольца. В пантеоне Вуду Erzulie считается наиболее богатой и красивой, уважаемой и чувственной. В алтарной комнате храма она представлена как корабль, свисающий с потолка. В качестве приношений ей жертвуют сладости, приятные спиртные напитки, духи, цветы и свечи. Erzulie — это способность мыслить, мечтать и творчески создавать. В чистом и девственном состоянии ее олицетворение — луна. А в других состояниях она — идеал любовного ложа и часто берет приверженцев-мужчин как «мужей», требуя от них отдельной комнаты для ритуального секса. Многие другие аспекты Erzulie охватывают не только любовь и добрую волю, но и более мрачные — ревность, разногласие и месть. Эту двойственность хорошо иллюстрируют ее два аспекта: Erzulie Freda — богатая белая женщина, богиня любви, живущая в атмосфере парфюмерии и роскоши. И Erzulie Dantor — черная женщина, которая представлена на литографических иллюстрациях католических книг как «Святая Барбара Африканская», на щеке её видны племенные шрамы. Когда она появляется на церемониях через механизм одержимости, она говорит, запинаясь, односложное слово «ke-ke-ke-ke-ke!». Ей очень нравятся ножи. Она считается защитницей недавно посвященных Houngan и Mambo, а также женщин, которые подвергаются насилию со стороны мужа. Erzulie Dantor гетеросексуальна в том смысле, что имеет ребенка, но она — также покровительница женщин-лесбиянок. Тем не менее, читается, что Erzulie часто может быть жестока к женщинам и их желаниям.
Когда Erzulie вселяется в девушку, первое что делает одержимая — умывается новым мылом, одевается в шелка и берет цветы, чтобы подчеркнуть женственность и в целом совершает сложный туалет, все это демонстрирует богатство этой Loa и то, что все самое лучшее в храме, предназначено для неё. Erzulie любит танцевать и является наиболее изящной из всех Loa, а ещё, как уже сказал, она любит мужчин, поэтому одержимая ею будет танцевать с мужчинами, целовать и ласкать их, часто очень неприлично, что может перетечь в ритуальный секс, о котором тоже уже упомянул. Однако посещение Erzulie никогда полностью не удовлетворяет ее. В конце она всегда начинает плакать, ведь мир слишком велик для нее. Люди пробуют успокоить ее изысканной пищей или спиртными напитками, другими подарками, но ее слезы продолжают течь. Именно эти слезы и грусть позволяют женщинам симулировать одержимость ею самым наглым способом. Она тесно связана с Девой Марией и ее символ — сердце, обычно пробитое стрелой почти таким же способом, как на портрете Марии.
Это было жарко! Но церемония еще продолжится, а пока у нас есть время отдышаться. Горжусь тобой - столько нового за сегодня, а ты ещё держишься!
О, а помнишь фразу "Gren mwe fret"?Ею ещё одержимые Ogoun требуют ром? Так вот, это переводится как "У меня остыли яйца".
Так напряжённо, сконцентрированно и величественно, что аж мурашки по коже! Следом точно должно быть что-то попроще.
Ты просто супер!
V