Недавно я закончила рассказ о дочерях Александра Третьего. Конечно, я не могла не коснуться темы продажи драгоценностей. В комментариях часто поднималась тема "Почему бы не пойти Ксении работать?". Сегодня я хочу рассказать о великой княгине, которая пошла работать.
Слева на фото младший сын Александра и Марии Александровны Павел. 17 июня 1889 Павел женился на греческой принцессе Александре Георгиевне.
Кто сердце девы молодой
Впервые трепетать заставил?
Не ты ли, витязь удалой,
Красавец, царский конник, Павел?
Созданий сказочных мечту
Твоя избранница затмила,
Трех поколений красоту
Дочь королевы совместила… А. Фет
К свадьбе молодожёны получили в подарок роскошный дворец на Английской набережной.
Про их дом я уже рассказывала и интерьеры показывала. В роскошных комнатах, которые переделал Месмахер, в апреле 1890 г. на свет появилась маленькая девочка. Имя малышке дали в честь бабушки, т.к. Павел Александрович очень любил свою мать. Впрочем, как и остальные его братья. Возможно, такие сильные чувства были вызваны поведением их папеньки.
Крестили Марию Павловну в Большой церкви Зимнего дворца. У малышки было всего полтора года, чтобы познать материнскую любовь.
В сентябре 1891 года на свет появился её брат Дмитрий, а через 6 дней после родов умерла мама.
Вместе со своим младшим братом Дмитрием Павловичем воспитывалась английскими нянями Нэнни Фрай и Лиззи Гроув. Воспитание проходило на английском языке и до шести лет девочка не говорила по-русски, общаясь с отцом лишь дважды в день. Позднее воспитанием девочки занималась гувернантка Элен. Периоды рождественских праздников дети проводили в Москве, в кругу великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Фёдоровны.
Но сама Мария Павловна так пишет о времени, которое проводила с отцом в конце 1890-х.
Два часа каждый вечер он читал нам вслух, сидя в большом кожаном кресле. Лампа с зеленым абажуром отбрасывала мягкий свет на страницы книги. Углы комнаты и очертания предметов скрадывал полумрак, было тепло, уютно и спокойно.
На следующий день после свадьбы (бракосочетанию моей кузины Елены и моего дяди, греческого принца Николая) отец уехал. Мы отправились провожать его на железнодорожную станцию, и когда поезд тронулся, душа моя разрывалась. Не знаю почему, но мне казалось, что я никогда не увижу его больше.
В 1902 в Италии Павел Александрович женился во второй раз. Женился на "неровне" и ему запретили возвращаться в Россию. Он вернулся после начала Первой Мировой войны, вернулся, чтобы быть расстрелянным в 1918.
Опекунами Марии и Дмитрия стали Елизавета Фёдоровна (сестра жены Николая Второго) и её супруг Сергей Александрович (брат Павла Александровича).
Детство мы, по сути, провели рядом с дядей: тетя Элла не проявляла никакого интереса ни к нам, ни к тому, что нас касалось. Казалось, ее раздражает наше присутствие в доме и то, что дядя к нам так привязан. Порой она говорила вещи, которые задевали меня...И прошли годы, прежде чем мне снова довелось увидеть ее без привычной маски.
«Великая Княгиня Мария Павловна: Воспоминания»
Потом было замужество, развод, новый брак, революция и эмиграция.
Я по–прежнему считала наше изгнание временным, но меня тревожило будущее, у нашего существования не было никакой материальной основы, попросту говоря, никто из нас не работал. В простоте душевной я полагала, что это поправимо: работать буду я. Дмитрий и муж люди военные, им трудно подыскать дело, которое прокормит нас сейчас и обеспечит их будущее. Женщине проще, она может работать руками.
Меня еще в детстве выучили шить, вышивать и вязать; теперь можно было применить эти навыки.
Продолжение тут