Интересно, что стал бы делать Мордаунт, если бы его месть мушкетёрам удалась? Вернулся бы в Англию и строил бы дальше карьеру при Кромвеле? Почему-то мне кажется, что нет.
Вообще, Мордаунт меня всегда удивлял. С одной стороны, ему нельзя отказать в уме, целеустремлённости, способности пробиваться. Ребёнком оказаться на улице, не погибнуть, дорасти к 23 годам до помощника Кромвеля - это впечатляет.
С другой стороны, такое ощущение, что Мордаунт добился того, чего добился, только с одной целью: чтобы было проще мстить за мать. Не видно, чтобы он ценил свои достижения и хоть сколько-нибудь радовался жизни. Он подчёркнуто аскетичен, у него нет друзей, невесты. И целей на будущее, кроме мести, тоже нет. Возьмём для сравнения мушкетёров в первой книге, где им примерно столько же лет, сколько Мордаунту в романе "Двадцать лет спустя". Д'Артаньян мечтает о выдающейся военной карьере, Арамис - о церковной, Портос - о титулах и богатстве. Атос, правда, целей не ставит, а занимается саморазрушением, но тут особый разговор.
А Мордаунт, такое впечатление, умеет выживать, но не жить. И слишком многое в жизни Джона Френсиса Винтера было завязано на желании отомстить за смерть матери. Если бы оно осуществилось, в душе Мордаунта образовалась бы пустота, заполнить которую было бы нечем. Поэтому мне кажется, что он подсознательно искал бы смерти в бою или впал бы в тяжелейшую депрессию.