В 1893 году на площади Пикадилли открыли монумент в память знаменитого филантропа Энтони Эшли-Купера, седьмого графа Шефтсбери. Мемориал представляет собой бронзовый фонтан, увенчанный алюминиевой фигурой обнаженного крылатого юноши с луком в руках.
Сегодня её принято называть «Эросом». Однако некоторые статьи, в том числе на Википедии, утверждают, что это вовсе не древнегреческий бог чувственной любви. Мол на самом деле это его брат – Антерос, бог взаимной благоразумной любви. Так кто же этот крылатый лучник? Давайте разбираться.
Официальное название
Изначальное название монумента – «Мемориал Шефтсбери». Никакого чёткого имени алюминиевая скульптура не имела. Пресса того времени осторожно описывает статую как «крылатую фигуру», купидона или «гения места».
Забавный случай: шотландские газеты Evening Express и Edinburgh Evening News написали, что это статуя лорда Шефтсбери. Видимо, в телеграмме произошла какая-то ошибка.
Общественное мнение
В 1914 году газета Daily Record опубликовала результаты опроса «Какая фигура изображена на памятнике с площади Пикадилли?» Мнение лондонцев разделились:
- 42% опрошенных назвали статую Меркурием. Ответ заведомо неверный: у юноши нет характерного шлема, а крылья расположились за спиной, а не на сандалиях.
- 29% признались, что не знают.
- 13% сочли это античным гением, духом гениальности.
- 11% почему-то посчитали статую просто «женщиной» без каких-либо уточнений.
- 5% сказали, что скульптура изображает Эроса.
В той же публикации было сказано, что правильный ответ всё же «Эрос». После этого публичные обсуждения названия статуи утихли на несколько лет.
Эрос
Во время Первой мировой войны монумент был убран с площади и спрятан от бомбёжек. В 1919 году статую вернули на место. Правда не обошлось без ошибки. Лук юноше вручили наоборот: так, как будто бы он собрался выстрелить себе в грудь. В заметке о данном курьёзе статую уже прямо называют Эросом. В том же году вышла статья, в которой разбивают неправильные версии о Меркурии и Купидоне.
Много позже, в 1971 году, газета Illustrated London News пишет, что сам автор монумента назвал его Эросом.
Антерос
Версия с Антеросом появилась позже. Альфред Гилберт действительно мог сделать такое заявление чтоб отбиться от нападок критиков. Дело в том, что лондонцы XIX века ругали статую за вызывающий внешний вид. Чтобы оттенить эротический контекст автор предложил имя Антероса.
Однако подтверждения, что так было задумано изначально, нет. Впервые об этом написали в той же Illustrated London News в 1984 году. Сегодня эта версия является одной из самых популярных.
Ангел христианского милосердия
Христианское называние для статуи также трактуется как попытка избежать недовольства пуританской публики. Первой в таком контексте описывали монумент The Times в 1893 году. До середины XX века такое название считалось чуть ли не официальным, хотя и проигрывало в популярности Эросу.
Как же правильно называется статуя на Пикадилли? Очевидно, на слова, приписываемые скульптору, опираться не нужно. С одной стороны, источник, где его версия была бы зафиксирована не найдены. А с другой, он действительно мог менять название памятника для защиты от критики.
Мы всё-таки предлагаем называть статую Эросом. Так делает городской совет Вестминстера, в чьём ведении и находится монумент. Да и местные жители уже прочно закрепили это имя за достопримечательностью.