Найти тему

История кино. Краткая биография Чарльза Бронсона. Часть 5. Бронсон - самый опасный пенсионер в мире.

2K прочитали
Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.

В 1981 году Бронсону стукнуло 60 лет, и пусть в США выход на пенсию по возрасту не совпадал с пенсионным возрастом в СССР, в реальности в Америке социальное пособие по старости начинали получать даже раньше шестидесяти. Но как бы то ни было, что в США, что в СССР (России) 60-летний мужчина воспринимается окружающими как пенсионер.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-2

Свой юбилей Чарльз отметил выходом в прокат боевика «Смертельная охота», с которого можно отсчитывать новый этап его карьеры.

Это хорошее мужское кино, которое заинтересует не только подростков – любителей боевиков.

В фильме Бронсон предстал настолько бодрым старичком, что зависть берет. Действие картины происходит в горах Канады и около половины времени фильма герой Чарльза убегает по лесам и горам от команды линчевателей во главе с другим пенсионером – Ли Марвином (он был на 2 года моложе, но выглядел постарше Бронсона).

охотник Бронсон
охотник Бронсон

В определенном роде это своеобразный ремейк картины Бронсона «Земля Чато», но более увлекательный и не столь жестокий (хотя трупов плохих парней в нем немало).

В прокате США картина собрала 5 млн долл., что было немного, но в последние годы фильмы Чарльза не достигали и этих результатов.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-4

Несмотря на относительную удачу с «Охотой», настоящее возвращение Бронсона на звездный небосклон состоялось лишь с выходом «Жажды смерти-2» (1982).

Нельзя в одну реку войти дважды, но можно повторить успех, если есть проверенный рецепт. Архитектор Пол Керси полюбился зрителям, и было логично вновь вернуться к этому герою.

Странно, что новой встречи с ним пришлось ждать целых 8 лет. Обычно продолжения популярных фильмов появлялись гораздо быстрее. Первый «Грязный Гарри» вышел в 1971 году, и за следующие 5 лет зрители еще два раза повстречались с Гарри. С 1977-го по 1983 год на экранах появились три «Полицейских и бандита» и три части «Звездных войн».

кадр из "Жажды смерти-2"
кадр из "Жажды смерти-2"

Столь длительный срок между первой и второй частью франшизы «Жажды смерти», вероятно, объясняется не в последнюю очередь тем, что Бронсон не хотел вновь играть эту роль и трудностями со сценарием.

Если подумать, то не очень просто было вновь отправить героя Бронсона на охоту за преступниками, поскольку Пол Керси не был киллером по своей природе. Ему был нужен серьезный повод для того, чтобы выйти на улицы города с пистолетом в руке.

Авторы второй «Жажды» этот повод нашли, но он стал почти полным повторением завязки первого фильма: группа отморозков убивает дочь Пола Керси, что заставляет его опять взяться за оружие. Правда, на этот раз герой Бронсона расправляется не со случайно встреченными преступниками, а с непосредственными виновниками гибели дочери.

Злодеи в "Жажде смерти-2". К отстрелу готовы.
Злодеи в "Жажде смерти-2". К отстрелу готовы.

В целом фильм получился жестче и слабее первой части франшизы. Первая картина сериала была серьезным высказыванием авторов на злобу дня в рамках зрительского кино, а вторая выглядит как обычная коммерческая поделка, не имеющая никакой художественной ценности. Это кино снималось исключительно ради денег, и эта цель оказалась достигнутой.

«Жажда смерти-2» стала самым кассовым фильмом Бронсона со времен «Побега» (1975): в кинотеатрах США было собрано 16 млн. $, в прокате Франции картина заняла 37-е место, а в Германии – 32-е. 16 млн долларов в начале 80-х были большими деньгами, но все же это результат далек от рекордного (в тот год уродец E.T. собрал недавно еще немыслимые 314 млн баксов, но на уродца пускали детей и стариков в маразме, а у «Жажды смерти-2» был рейтинг «дети до 17 лет допускаются только со взрослыми» (R).

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-7

Сейчас это кино выглядит абсолютно устаревшим и примитивным, но по тем временам оно было ничуть не хуже типичной продукции в жанре боевика: «Кобры» с Сильвестром Сталлоне или «Одинокого волка Маккуэйда» с Чаком Норрисом.

Главным результатом успеха «Жажды смерти-2» стало, что Чарльз нашел свой новый образ – брутального пенсионера, с которым никому не стоит связываться.

По сути, это было повторением пройденного – Бронсон попросту вернулся к своему главному герою, которого зрители помнили по «Красному солнцу», «Механику», «Хладнокровному убийце», «Жажде смерти» - крутому хорошему парню, который сражается с негодяями и всех побеждает. Во всех перечисленных картинах Чарльз играл того персонажа, который у зрителя ассоциировался с самим Чарльзом Бронсоном.

Чарльз и Джилл
Чарльз и Джилл

Неудачные эксперименты актера во второй половине 70-х со своим амплуа убедили всех (и наверняка в первую очередь самого Чарльза), что с ними пора завязывать. От добра добра не ищут.

Бронсон стал играть Бронсона и в шкуре этого героя провел практически все 80-е годы, несмотря на свой солидный возраст для крутого парня. В сравнении с началом 70-х годов изменилось лишь количество фильмов, в которых снимался Чарльз. С конца 70-х и всю первую половину 80-х он работал по щадящему графику: по одной картине в год.

Бронсон со своим новым работодателем - Менахемом Голаном
Бронсон со своим новым работодателем - Менахемом Голаном

Что удивительно – почти все его фильмы 80-х годов оказались успешными в мировом прокате! Бюджет картин был невелик (большая их часть выпущена компанией «Cannon», которая в тот период принадлежала израильским продюсерам – двоюродным братьям М.Голану и Й.Глобусу), звезды в них не снимались, сюжеты были простые (Бронсон сражается со злодеем), но все эти фильмы были с Чарльзом Бронсоном. И это было главным.

Поклонники этого актера быстро разобрались, что отныне Бронсон стал играть «самого себя», и все, кто хотел «сходить на Бронсона» – шли раз в год на его новый фильм в кинотеатры.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-10

Стандартный боевик о полицейском (Бронсон) против маньяка «С десяти до полуночи» (1983) с изрядной порцией обнаженки (что было фишкой компании «Cannon») собрал в кинотеатрах США 7 млн $, и неплохо прошел в Европе, окупив свой бюджет.

Бронсон захватывает заложницу в«Зло, творимое людьми». Иначе было нельзя.
Бронсон захватывает заложницу в«Зло, творимое людьми». Иначе было нельзя.

Еще лучше был принят зрителями более необычный по сюжету «Зло, творимое людьми» (1984), где Чарльз сыграл «механика» на пенсии, который охотится за нацистским врачом-убийцей, прототипом которого стал Йозеф Менгеле.

Фильм «заработал» 13 млн долларов в США, занял 49-е место в прокате Западной Германии и 61-е место во Франции (может показаться, что последний результат – очень слабый, но фильм посмотрели 876 тыс. французов и он привлек больше французских зрителей, чем классика гангстерского кино «Лицо со шрамом» и оскароносный «Слова нежности» с Джеком Николсоном и Ширли Маклейн).

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-12

Зрители еще не успели забыть вторую «Жажду смерти», а на экранах в ноябре 1985 года появилась третья. Вторая часть была плоха, но режиссер Майкл Уиннер умудрился сделать следующую еще хуже. На этот раз Пол Керси возвращается в Нью-Йорк, который успел превратиться в настоящую клоаку.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-13

По этой причине герой Бронсона вынужден взять на себя функцию городского ассенизатора и почистить город, используя не только пистолет, но и пулемет !

По сути, создатели фильма превратили мирного архитектора в Рэмбо, который за несколько месяцев до выхода этого боевика устроил резню во Вьетнаме, что чрезвычайно понравилось зрителям.

Старина Чарльз и старина Чак. Два моих любимых актера в начале 90-х...
Старина Чарльз и старина Чак. Два моих любимых актера в начале 90-х...

Плохих фильмов в карьере Чарльза было немало, но «Жажда смерти-3» стоит особняком. Сценарий Дона Якоби был настолько ужасен, что Бронсон подумывал отказаться от съемок. Но как бы то ни было, в итоге картина оказалась успешна в финансовом плане: только в Штатах кинопрокат принес 16 млн долларов.

Интересно, но перед съемками ушлые братья Голан-Глобус хотели заменить Бронсона другой своей звездой - Чаком Норрисом, из-за того, что Чарльз долго торговался за свой гонорар (в итоге стороны сошлись на 1,5 млн баксов)…

Бронсон в "Акте возмездия"
Бронсон в "Акте возмездия"

В следующем году у 65-летнего Чарльза вышли сразу 3 картины, чего не случалось уже давно. В телевизионном фильме, основанном на реальных событиях – «Акт возмездия», он сыграл непримиримого борца за права шахтеров, который не крушит челюсти и не крошит врагов из пулемета.

Казалось, что с подобными ролями он покончил несколько лет назад, но, вероятно, Бронсон решил сняться в этом кино о профсоюзном деятеле по личным причинам: он сам начинал свою трудовую биографию шахтером, и ему была небезразлична судьба Йозефа Яблонски, который был убит вместе с женой и дочерью в 1969 году. Как и Чарльз, Яблонски был выходцем из семьи иммигрантов (Бронсон – из Литвы, а Яблонски из Польши) и с юных лет работал шахтером.

«Акт возмездия» оказался таким «прогрессивным» и разоблачающим загнивающий капитализм, что в 1989 году его закупил загибающийся «передовой» СССР. Это был второй фильм с Бронсоном на советских экранах после «Великолепной семерки». Но эту картину успех обошел стороной – ее просто не заметили. В эпоху расцвета видеосалонов не самый удачный фильм с Бронсоном, в котором он играл кого-то другого, зрителям был не нужен. И не только советским.

кадр из фильма "Закон Мерфи"
кадр из фильма "Закон Мерфи"

Зато в боевике «Закон Мерфи» Чарльз сыграл типичного, стопроцентного Бронсона. И сюжет этого полицейского фильма оказался на удивление приличным.

Сейчас он удивить никого не сможет, но в те годы кино Джей Ли Томпсона смотрелось достаточно свежо. Особенно, если сравнить его с удручающей «Жажды смерти-3». Бокс-оффис картины в США тоже оказался на уровне: около 10 млн долларов.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-17

Следующий боевик Бронсона с неудачным названием «Убийство» вышел в прокат в самом начале 1987 года. По смыслу фильма напрашивалось другое название – например, «Телохранитель жены президента» или «Защитник первой леди», поскольку Чарльз играл сотрудника секретной службы, который пытается спасти от смерти жену президента.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-18

В ее роли снялась Джилл Айрленд, и это был последний совместный фильм четы Бронсонов.

Этот боевик, на мой вкус, поинтереснее «Закона Мерфи» - с одной стороны, «Убийство» - типичный фильм с поздним Бронсоном, у которого весьма простой сюжет, а с другой – в нем нет ничего раздражающего (нет особых сюжетных глупостей, а отрицательные герои – вполне обычные злодеи, а не монстры).

Подобные фильмы с участием любимого актера располагают к многократным просмотрам.

Тот факт, что у «Убийства» оказались слабые сборы (6 млн долл.), во многом объясняется расцветом видеопроката в США во второй половине 80-х. «Убийство» - не блокбастер, поэтому его удобнее смотреть у себя дома, по телевизору, что многие и делали (по итогам 1987 года по данным журнала Billboard этот фильм занял 87-е место в американском видеопрокате, а «Закон Мерфи – 70-е).

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-19

Следующим фильмом Чарльза Бронсона после «Убийства» стала «Жажда смерти-4» (1987).

На удивление, но у этого кино вполне вменяемый сюжет, в отличие от двух предыдущих частей сериала (и весьма оригинальный для подобного рода боевиков), хотя он снимался теми же продюсерами – Голаном и Глобусом. Это был седьмой совместный фильм Бронсона и режиссера Джей Ли Томпсона.

Бронсон и Трехо
Бронсон и Трехо

В кинотеатрах Америки «Жажда» собрала не намного больше «Убийства» (6,8 млн долларов), но тоже была успешна в видеопрокате. Кстати, в роли одной из жертв Пола Керси снялся ныне знаменитый «Мачете» - Дэнни Трехо.

Продолжаю свой рассказ про великого актера Чарльза Бронсона.-21

В 1988 году Чарльз снялся в 2-х фильмах: первым на экраны вышел детектив «Посланник» смерти», в котором Бронсон-журналист разоблачает преступления хищной корпорации, вращаясь в кругу религиозных фанатиков (эта роль была отходом от амплуа актера в последние годы), а в «Кинджайт: запретные темы» Чарльз исполнил привычную для себя роль брутального полицейского детектива, который расследует сексуальные преступления против несовершеннолетних.

Фильмы вполне можно посмотреть и сегодня, но это далеко не шедевры.

ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: