— Ну и где у нас светоотражающие полосы на одежде? — с ленивой суровостью поинтересовался подошедший ко мне представитель дорожной полиции. — Вы знаете, что не имеете права двигаться по обочине за городом без светоотражающих полос?
Дело было очень поздно вечером, в сентябре, году в 18-ом или 19-ом, когда я возвращалась со слёта Ассоциации Вольных Путешественников. Я стояла в не самом удачном месте где-то на дороге Татарстана, когда ко мне подъехала машина с мигалками.
— Вы понимаете, что вас могут сбить в любой момент? Еще и стоите там, где нет ни одного фонаря! — продолжал учить меня жизни гибэдэдешник. — Если о себе не думаете, подумайте о водителе. Ему-то это за что?
— Где меня высадили, там и стою, — захлопала я ресницами.
Про то, что светоотражающие полоски на одежде нужны, я вообще не знала.
Я и автостопщицей была тогда почти начинающей, опыта было – несколько лет. Кажется, что-то такое я где-то читала, но не запомнила этой важной детали. То, что одежда должна быть яркой, желательно - желтой или кислотных цветов, про это я отлично помнила. Это хороший способ быть замеченной на трассе, не слившись с окружающим пейзажем.
А про светоотражающие полосы – не помнила. Я и пряжки с катафотами на рюкзак поставила лишь после того, как съездила в свой самый-самый первый автостоп в 2015 году. Ездила я тогда в Тихвинский женский монастырь, и монахиня, сама когда-то бывшая автостопщицей, узнав, что я отправляюсь дальше в Карелию, с удивлением поинтересовалась, почему у меня на рюкзаке нет катафотов.
«А надо что ли?» — подумала я.
Но уже в том путешествии, когда ночью в дождь меня высадили на трассе, поняла, что катафоты очень бы пригодились.
«Совсем случайно заметил вас на обочине! — признался мне тормознувший драйвер на фуре. — Вы хотя бы светоотражайки нашили.
Уже после дома я поменяла пряжки на рюкзаке, поставив новые – с катафотами. Хотя, сдается мне, погоду в темноте на трассе они не очень делают.
Но вернёмся к тем полицейским. Они посадили меня к себе в машину и довезли до ближайшего мотеля, чтобы я не шарахалась по трассе в «неподобающем» виде.
— В следующий раз оштрафуем на 500 рублей! — сказали они мне строго на прощание.
Я тогда не знала, имеют ли они вообще такое право, но дома выяснила, что имели. С 2015 года действует закон, обязывающий пешеходов вне населенных пунктов иметь светоотражающие (СОЭ) или световозвращающие элементы в одежде. В городской черте не так строго - этот закон имеет рекомендательный характер.
СОЭ представляют собой аксессуары или элементы одежды, которые изготовляют из специальных материалов, имеющих светлый оттенок и высокий показатель отражения лучей, попадающий на их поверхность. Они обладают свойством флуоресценции. Чаще всего они лимонного, салатового, белого или светло-серого цвета. Именно эти оттенки в темноте лучше всего отражают фары автомобилей.
Использование светоотражающих элементов на одежде позволяет водителю заметить в темноте автостопщика или иного человека на обочине с расстояния за 150-170 метров при свете ближних фар, а при дальнем свете за 300-400 метров. В то время как без СОЭ пешехода можно заметить лишь с расстояния 55 метров. С учетом того, что за городом машины несутся куда с большей скоростью, водитель может не успеть принять нужное решение и вовремя затормозить.
Вообще согласно этому закону в идеале носить световозвращающие жилеты. Они должны надеваться на поверхность одежды всеми теми людьми, кто находится на проезжей части магистрали продолжительный период времени. Сюда относят сотрудников ГИБДД, работников дорожных служб, ремонтирующих дорожные покрытия, водителей, занимающихся починкой транспорта, велосипедистов. Как я поняла, для путешественников, передвигающихся автостопом, достаточно иметь элементы СОЭ в одежде.
Теперь, отправляясь в путешествие, я всегда нашиваю полосы на одежду. Бережёного Бог бережёт.
А вы носите светоотражающие элементы в одежде в тёмное время суток?