Когда черчение убирали из школы, было много споров. Главный аргумент «реформаторов», продвинувших эту идею, был прост: черчение в жизни понадобится мало кому из учащихся. К тому же уже есть компьютерные программы, которые выполняют чертёжные задания.
Эти аргументы мне напомнили споры о том, надо ли школьников учить арифметике, если есть калькуляторы… Мне известен один автор, у которого учебник назывался «Математика для 5 класса с использованием калькулятора» (1994), но дальше что-то не срослось и учебник для 6 класса был уже без использования калькулятора.
Автор учебника считал, что не надо тратить столько сил и времени на освоение вычислений, достаточно в руки учащихся дать калькулятор. А по части психологии он считал себя последователем великих психологов.
Только он не понимал, что для большинства учащихся изучение вычислений — это воспитание умения работать: понимать задание, намечать план его выполнения, выполнять задание и проверять правильность его выполнения. Обучение вычислениям это почти ежедневная тренировка мозга, а значит, его развитие.
То же и с черчением. Те же воспитательные задачи и развитие пространственного видения. Помню, как мои ученики, которых я при выходе на пенсию выпустил в 9 классе, жаловались, что у них в 10 классе у другого учителя плохо идёт построение сечений. А причина проста: у них не было развито черчением умение видеть фигуру в пространстве, если она изображена на плоском чертеже. Раньше уроки черчения готовили учащихся к изучению стереометрии в 10-11 классах, а сейчас эта подготовка ничем не компенсирована. А ведь некоторые из них станут инженерами, будут изучать черчение, не имея первоначальной школьной подготовки по этому предмету. А уж ориентироваться в пространстве и понимать изображения на плоском чертеже не навредят никому.
А теперь читаем новость, в которой причины возвращения черчения описаны не так убедительно. Это же заметка в газете.
Лантратова объяснила, зачем школьникам изучать черчение
Черчение поможет школьникам понимать другие предметы и развивать свой творческий потенциал. Таким мнением с «Парламентской газетой» поделилась первый зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Ранее депутат предлагала вернуть в школы черчение в письме министру просвещения Сергею Кравцову. Сегодня стало известно, что по поручению Президента РФ, начиная с 2024/25 учебного года, этот урок появится у школьников.
Черчение может изучаться как продолжение ИЗО в среднем звене, предположила парламентарий. То есть в начальных классах — рисование, потом — черчение.
«Не важно, в каком классе — четвертом, пятом или шестом. Важно, чтобы предмет был обязательным и в достаточном объеме. Достаточный объем — тот, который позволит учиться в средних специальных и высших заведениях», — объяснила Лантратова.
В разные годы этот предмет преподавали в разных классах. 80-е годы черчению обучали 1 час в неделю три года, потом два года. В старших классах черчения не было.
Подробнее: В каких классах преподавали черчение в школе в СССР