Найти тему
Дмитрий Март

«Актёрский дом» Аркадия Каца. Позади — уже 23-й театральный сезон

Оглавление

На дворе — лето, а значит, закончился очередной театральный сезон. На днях мне позвонила землячка — бывшая актриса Рижского театра русской драмы Надежда Белова, которая уже давно живет в Москве. Она пригласила на спектакль по Антону Павловичу Чехову «Юбилей» со своим участием и участием других экс-рижан.

Татьяна Поппе  и Аркадий Фридрихович работают вместе уже много лет. Фото автора
Татьяна Поппе и Аркадий Фридрихович работают вместе уже много лет. Фото автора

В своё время Надежда окончила Латвийскую государственную консерваторию по специальности "актриса театра и кино" в мастерской Аркадия Фридриховича Каца, который возглавлял Рижский театр русской драмы на протяжении четверти века.

А после развала СССР он тоже оказался в российской столице. Где уже 23 года при Центральном доме актера им. А.А. Яблочкиной на Старом Арбате ведет свою уникальную театральную лабораторию «Актерский дом».

Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной на Старом Арбате. Фото из архива "7 секретов"
Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной на Старом Арбате. Фото из архива "7 секретов"

Из Москвы в Ригу и обратно

Чеховский спектакль «Юбилей» завершил очередной театральный сезон «Актерского дома». Когда-то эта постановка уже шла, и вот сейчас Аркадий Фридрихович решил ее возобновить.

Пьесу «Юбилей» Антон Павлович Чехов написал в 1891 году, но она и сегодня звучит актуальна. Речь идет о деньгах и огромных эмоциях, которые они вызывают.

Главную роль финансиста некоего N-ского Общества взаимного кредита Андрея Адреевича Шипучину играет известный российский актер Игорь Старосельцев.

После окончания в 1976 году Школы-студии МХАТ он по приглашению Аркадия Каца приехал в Латвию и прослужил в Рижском театре русской драмы вплоть до 1987 года. А когда вернулся в Москву, то охотно принял участие в постановках «Актерского дома».

Если говорить о сюжете «Юбилея», то в какой-то момент в N-ское Общество взаимного кредита за финансовой помощью обращается местная жительница Настасья Федоровна Мерчуткина.

Возникают всевозможные комические ситуации. Эту героиню играет бывшая рижанка Татьяна Поппе.

В 1976 году она тоже окончила Школу-студию МХАТ и уехала в Латвию «к Кацу». Однако после развала СССР актриса вернулась в Москву вместе с мужем — актером Рижского театра русской драмы Олегом Цветановичем.

Участники чеховского «Юбилея» - фото на память. Снимок автора
Участники чеховского «Юбилея» - фото на память. Снимок автора

«Шмаковка» из Даугавпилса

Супруг тоже пришел на спектакль, чтобы поздравить жену с новой блестящей ролью. В уютном зале ЦДА некуда было яблоку упасть. Пришлось даже заносить дополнительные кресла.

Публика была в полном восторге от блестящей постановки. Впрочем, тут нет ничего удивительного: многие заядлые театралы специально пришли «на Каца».

Как сказала моя соседка по ряду, она «хотела почувствовать настоящую театральную школу еще советских времен».

А после спектакля по поводу завершения очередного театрального сезона состоялся праздничный банкет, на который пригласили и собкора «7 секретов» в Москве.

Я принес эклеры, а также бутылочку даугавпилсской «Шмаковки», которую мне прислали из Латвии. Бывшие рижане высоко оценили напиток, который напомнил им о славной Прибалтике, где они провели столько лет.

А.Ф.Кац и автор. Селфи на память
А.Ф.Кац и автор. Селфи на память

С чего всё началось?

- Конечно, участие бывших рижан в спектакле «Юбилей» вовсе не случайно, - отметил 92-летний Аркадий Кац. - Это те люди, которые со мной были не только в Латвии, но и все московские годы.

Да, нашей театральной лаборатории «Актерский дом» уже почти четверть века! Как она создавалась? Я бы сказал так: вопреки. Поначалу меня ведь не поддержали...

Помню, одна актриса по фамилии Праудина (супруга А.Ф. Каца — народная артистка Латвийской ССР Райна Борисовна Праудина (1935-2019) - прим. редакции) сказала мне прямо: никто у тебя не будет работать, потому что в Москве актеры работают только за деньги!

Знаменитый режиссёр вместе с супругой  Райной Праудиной. Фото из архива "7 секретов"
Знаменитый режиссёр вместе с супругой Райной Праудиной. Фото из архива "7 секретов"

Эта актриса работала со мной и в легендарном Рижском театре русской драмы. А в Москве она стала работать уже в Театре Вахтангова. Однажды она пришла после спектакля и сказала: «Я хочу выпить!»

Я понял, что разговор будет серьезным. Налил... «Знаешь, - сказала мне супруга. - В театре Вахтангова мне, конечно, прекрасно работается. Но не хватает воздуха.

Не хватает какого-то сумасшествия, которое было в нашем Рижском театре русской драмы». С этого разговора все и началось... Я ей тогда ответил так: «Ты знаешь, у меня похожие ощущения...»

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Только русская классика

- Вам тоже не хватало воздуха?

- Да. Хотя и у меня не было претензий к Театру Вахтангова. Можно было ставить все, что хочешь. Без всяких ограничений. Но действительно не хватало только одного — воздуха. Что же делать?

Тогда я предложил: «А что, если я брошу клич? В Москве ведь много бывших рижских актеров, а также их замечательных коллег по столичным театрам. Мы вместе создадим новый театр».

Когда я говорил, у меня, признаюсь, еще даже не было каких-либо мыслей по поводу помещений.

Зато программа действий уже была. Она представляла собой продолжение нашего легендарного Рижского театра русской драмы. Главное условие — играть исключительно русскую классику.

Одна из комических сцен: Игорь Старосельцев  и Михаил Васьков из Театра Вахтангова. Фото из архива "7 секретов"
Одна из комических сцен: Игорь Старосельцев и Михаил Васьков из Театра Вахтангова. Фото из архива "7 секретов"

- Райна сказала прямо: «А где ты возьмешь деньги?» Я с недоумением спросил: «Какие деньги? Я же предлагаю себя! Все, что я имею, я отдам актерам!» И снова услышал в ответ: «В Москве без денег работать не будет никто!» Я насупился.

Очень расстроился. Была поздняя ночь. Жена ушла в комнату. А я остался один. Я действительно сильно опечалился. А потом подумал, что Райна, наверное, права.

Никто не будет со мной работать без денег. Нужно учитывать московскую специфику. Выпил еще одну рюмку. Потом сварил кофе. Стал его медленно попивать, печально размышляя...

На банкете Геннадий Абрамов из театра «Шалом» и гитарист Владимир Патрушев исполняют «Очи чёрные» специально для А. Ф. Каца (справа). Фото автора
На банкете Геннадий Абрамов из театра «Шалом» и гитарист Владимир Патрушев исполняют «Очи чёрные» специально для А. Ф. Каца (справа). Фото автора

Чехов на особом счету

- ...И вдруг сзади ко мне подходит Райна. Она обняла меня за плечи и сказала: «Первая актриса у тебя есть!» А уже через две недели передо мной сидели 15 артистов.

С тех пор мы вместе. Мы и сегодня играем только русскую классику. Я счастлив, что имею возможность ставить того же Чехова. В нашем репертуаре три чеховских пьесы. Это огромная радость.

Почему я так выделяю именно Чехова? Замечательный одесский писатель Юрий Олеша выпустил книгу «Ни дня без строчки».

В ней есть такие слова: я знаю, что никогда не буду писать, как Толстой. Но когда я читаю Толстого, я понимаю, как он пишет.

А пишет он, конечно, блестяще. А когда я читаю Чехова, то не понимаю, как он пишет. Прекрасная фраза. Знаете, я целиком согласен с Юрием Олешей.

Полностью разделяю эту точку зрения. Я ставил Льва Николаевича Толстого, преклоняюсь перед ними. Моей первой профессиональной работой была его пьеса «Живой труп».

Мое почитание Толстым безгранично. Но при этом я всю жизнь пытаюсь догадаться, как же пишет Чехов. Хотя я поставил практически все его пьесы, - улыбнулся знаменитый режиссер.

- Аркадий Фридрихович, желаем вам и вашему «Актерскому дому» дальнейших творческих успехов!

Читайте другие материалы автора:

Аркадий Кац: «Рига подарила мне 25 счастливых лет!»

Почему режиссёр Аркадий Кац уехал из Риги

Аркадий Кац об актёрах, секрете долголетия и работе

Аркадий Кац: «О ностальгии думать некогда!»

"Очи чёрные" в исполнении Геннадия Абрамова из театра "Шалом"

Театр, сцена на канале "Дмитрий Март"