Мы все читаем одни и те же книжки, но делаем разные выводы / Михаил Федоренко
Так уж сложилось (я точно далек от теорий заговоров), что Корпорация Microsoft, полностью соответствуя своему названию, стала символом и, во многом, инструментом духовно-психологической перепрошивки человечества.
В доцифровую эпоху человек предпочитал заходить в двери и открывать ворота (даже родная Тюмень была Воротами Сибири). Да, было исключение. Петр I прорубил окно в Европу, но так ведь только для того, чтоб подсмотреть и позаимствовать. В наши дни мы все больше специализируемся по окнам. Начнем с того, что ищем «окна» и «окошечки» в своих плотных графиках, предпочитаем решать вопросы посредством «одного окна», заглядываем (а не заходим, как раньше) на огонек к друзьям, опасаемся Окон Овертона. Да и вся архитектура деятельности современного офисного человека построена на Windows (окна) или заточена под него.
В чем принципиальная разница между окном и дверью в семантическом смысле? Поразмыслим.
Дверь открывает полный доступ. В мифах, легендах, языческих верованиях двери или врата являются, с одной стороны, символом безопасности, а с другой – возможностей, выхода из сложной ситуации, перехода из одного состояния в иное, выхода на следующий уровень, инициации. Это же можно обнаружить в религиях. Например, в Евангелие от Иоанна читаем: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…». В Библии же находим знаменитую притчу о тесных вратах. А еще там есть врата небесные, врата смерти, врата правды; и ворота нового Иерусалима «не будут запираться днем, а ночи там не будет». Не случайно такое высокое значение: двери и ворота в истории человечества – это места пересечения потоков людей, обмена товарами, информацией, обсуждения и решения вопросов, заключения сделок. То есть двери и ворота – это атрибут расширения пространства возможностей, горизонтов, отношений и смыслов.
А что же с окном? Окно, будучи частью стены, ставит естественную непреодолимую преграду перед человеком. Оно разделяет мир на внешний и внутренний, открытый и скрытый. Окно в мифологии и религии является аллегорией и символом нерегламентированного (в отличие от двери) проникновения в дом. Так, в западносемитской мифологии (той, что господствовала до становления монотеистического культа Яхве) противник Баала, бог смерти и подземного царства мёртвых Муту попадает к нему во дворец именно через окно, сделанное строителем дворца Кусар-и-Хусасом (сравните – в Библии: «…ибо смерть входит в наши окна», Иерем. 9, 21). Подумайте, зачем окна так активно обрамлялись орнаментом, имеющим далеко не только эстетическое назначение. Вместе с тем, в мифологии проводится параллель между окном и оком; в этом случае окно – это возможность контакта с солнцем, с богом. В храмовой архитектуре различных ветвей христианства окно связано с образом бога-отца, святой троицы. То есть, как и с дверью, образ окна может иметь и положительную, и отрицательную коннотацию, но в отличие от образа двери окно расположено на границе между мирами, реальностями, оно разделяет обозреваемое пространство, создает дистанцию и выстраивает иерархию отношений: то, что за окном – это не наша реальность, но мы – часть той реальности.
Какой вывод можно сделать на уровне семантики? Мы ушли от цельного, раскрываемого и познаваемого мира с открытыми дверями – сегодня человечество расположилось на пике фрагментарности и эклектичности жизни. Мы больше не погружаемся в другие реально существующие миры (наших друзей, родных, близких, партнеров, знаковых личностей), а лишь касаемся их, «подсматриваем» в окна и маленькие окошечки, протягиваем туда руки, просовываем головы. Более того, мы все больше погружаемся в миры воображаемые, конструируемые в головах. Современный человек окончательно упаковался в свой тесный футляр с множеством окошек. Вот почему мы наблюдали и наблюдаем такой интерес к реалити-шоу, кратким постам, твитам и сторис, вот почему залипаем скроля ленты соцсетей. По этой же причине мы предпочитаем короткие инструкции и «мудрые» цитаты. Но поскольку такие касания к многочисленным чужим мирам происходят мимолетно, плоско и хаотично, то в результате мы получаем не обогащение своего внутреннего мира, а гиперинфляцию образов и устойчивое обесценение эмоций, вызываемых этими образами – мы теряем глубинную ценность отношений.
Знаете, какой страшный вызов следует за переходом от «мира дверей» к «миру окон»? Это риск всеобщего тотального торможения личного развития – выделившись из чисто животного мира несколько миллионов лет назад, все это время мы прогрессировали только через отношения: они нас стимулируют и питают эмоциями и информацией, они задают культурный код; вне отношений, за ненадобностью, мы рискуем сократить масштаб мышления и отключить все составляющие интеллекта. И это фактически наблюдается в наши дни: мы все чаще мыслим, ограничиваясь категориями своего личного пространства и своей семьи (тут уж не до Родины или Мира), читаем только «предварительно пережеванные и переваренные» мысли, послушно включаемся в гонку за «навыками будущего» (которые не требуют мышления – навык предполагает алгоритмику), стремимся свести к минимуму перемены и передать аналитический труд искусственному интеллекту. Так мы постепенно теряем то, что величайшие гуманисты считали важнейшей составляющей человека – качество человеческой личности.
И вместо заключения. Закончив этот текст, я задал GPT вопрос: «К чему придет человечество, если уйдет от культуры открытых отношений к культуре окон?» Если честно, я был уверен, что ответ искусственного интеллекта окажется путанным, так как устойчивого понятия «культура окон» нет. Но GPT точно увязал его с «культурой открытых отношений» и «уловил», что это противопоставление.
Вот его ответ:
Культура окон может привести к ухудшению качества взаимодействий между людьми и увеличению чувства изоляции и одиночества. В таком случае может произойти снижение уровня эмпатии и понимания других людей, что может привести к нарастанию конфликтов и проблем в обществе. Кроме того, культура окон может стать причиной увеличения отдаленности и неравенства между людьми. Все это может привести к негативным социальным последствиям, таким как ухудшение здоровья, рост криминальной активности и снижение уровня благополучия населения.
Мы теряем навыки мышления, а искусственный интеллект, напротив, сегодня усиленно обучается этому. И он четко «увидел» конечный пункт заданного обществом процесса: нарастание неравенства и снижение уровня благополучия – полноценной жизнью будут жить только сохранившие и развивающие «культуру дверей», остальными будут жить.
С уважением, Антон Язовских.