Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим ещё об одной игре, очень интересной с точки зрения сюжета.
Безусловно, тема организованной преступности очень популярна в культуре. Мне кажется, в этом есть некая тоска по духу приключений и исследований. Большинство людей привыкают жить в безопасности городов и деревень. В попытке защитится от окружающего мира мы воздвигаем всё новые и новые стены. За эту безопасность и "стерильность" жизни приходится платить - всё популярнее становятся такие слова, как "депрессия", "панические атаки"; богатые и успешные люди становятся популярны, прибегая к эксцентричному поведению. Люди попроще и победнее тоже не всегда могут похвастаться тем, что не испытывают тоски и чувства безнадеги. Отсюда, как мне кажется, и проистекает склонность к романизации криминала. "Подумать только, я могу быть не просто каким-то обсосом на дешёвой работе или очередным скучным тик-токером, который не знает, куда деньги девать, потому что туп, как пробка. Я могу быть частью чего-то большего, БЫТЬ кем-то большим..."
Часто нам на помощь приходят компьютерные игры - воплотить себя в несуществующей реальности. Но у многих игр есть, в некотором роде, заметный изъян - они слишком оторваны от реальности. Средневековый рыцарь - время уже прошло; космодесантник или космический пират - время ещё не пришло))) Примеров много, а поэтому, если игра может не только зацепиться за знакомый образ, но и проникнуть игроку в сердце - такая игра достойна внимания и уважения.
Mafia: The City of Lost Heaven. Дословный перевод "город потерянных небес" мне кажется слишком наивным, я бы сказал - "город рухнувших надежд", что более подходит сюжету игры. Что же это за игра? Это 3D-шутер с видом от третьего лица. Ближайший аналог - серия игра GTA: город с жителями, автомобилями и полицией.
Всё действие происходит в Америке, 1930-е годы. Место действия - город Лост-Хэвен. Как сказано в Википедии, помесь Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско, хотя я однозначно прочувствовал только Нью-Йорк (город находится на берегах реки + остров посередине, а-ля Манхеттен) и Сан-Франциско (один из мостов - это точь-в-точь мост Золотые Ворота).
В роликах, созданных на движке игры, очень подробно воссоздаётся атмосфера того времени - Великая депрессия и введение сухого закона (важно для сюжета). В городе существуют преступные организации, построенные по принципу мафиозных семейств Италии - Сальери и Морелло (любители фильмов про Крёстного отца оценят). Их противостояние будет составлять львиную долю сюжета.
Маленькое отступление: существует игра The Godfather: The Game, которая, по идее, и является воплощением этого кино в игрострое. Но как по мне, именно он и является тупым и скучным клоном GTA (кстати, совершенно заслуженно забытый). Настоящей игрой по Крёстному отцу, всё же, является Мафия.
Теперь о сюжете. В центре - история Томаса Анджело, простого таксиста.
Первая миссия показывает нам момент столкновения обычного человека и преступного мира: вечером, к уставшему главному герою, подбегают двое - Поли и Сэм. Они - солдаты семьи Сальери, только что поцапавшиеся с людьми Морелло. Сэм ранен, машина разбита, что делать? А тут как раз лох подвернулся (т. е. Томми). Без лишних церемоний ему приставляют к голове пистолет; задача простая - оторваться от преследования.
Уйдя от погони и отвезя парней в бар Сальери, наш нервничающий протагонист получает увесисты конверт, в котором (это не говорится, но подразумевается) лежит годовая зарплата нашего героя. И тут нам дают понять, каков наш герой: несмотря на доброе отношение к нему со стороны парней Сальери и огромные деньги, он наотрез отказывается даже думать о том, чтобы присоединиться к мафии. "Лучше быть нищим и живым, чем богатым и мёртвым, верно?"
На следующий день мы возвращаемся к рутине таксиста - возим людей по городу, соблюдаем правила, в общем, скукота)))
На кофебрейк к нам опять пристают двое, на этот раз - люди дона Морелло. Они выследили того, кто помог вчера сбежать Поли и Сэму, а раз до них не добраться, то нужно покарать того, кто им помог (то, что это происходило под дулом пистолета, никого не интересует). Кое-как, уворачиваясь от пуль, добираемся до бара Сальери.
И вот уже, наш Томас примеряет на себя костюм мафиози. Важно: делает он это, поскольку у него не остается выбора - его нашли, его не оставят в покое, хотя он и не сделал ничего дурного (классическое "не в то время, не в том месте").
Дальше, через различные задания, нам демонстрируют постепенный рост Томаса в организации. Он знакомиться (и мы с ним) с членами семьи Сальери: сам дон Сальери, его правая руки (консильери) Фрэнк, уже известные нам Поли и Сэм, оружейник Винченцо, автомеханик-заика Ральф, бармена ресторана Сальери Луиджи, а также дочь Луиджи - Сара. Очень важен для нас и автомеханик Лука Бертоне - живёт под мостом Джулиани ("Золотые ворота"), в Нью-Арке (поможет в некоторых миссиях, а также будет давать задания по угону машин, чтобы мы пополняли свою коллекцию - лучше выполняйте, иначе игра может стать непроходимой). Попутно нам представляют соперников - семью Морелло. Из них выделяются лишь две фигуры - собственно, дон Морелло (бывший лучший друг Сальери) и его правая рука и родной брат, Серджио Морелло. В роликах-интервью (вся игра, по сути, является пересказом всей истории от лица Тома инспектору полиции) нам демонстрируют различия между донами: если Сальери заботится о своих людях и невинных гражданах, то Морелло упивается властью и безнаказанностью. Так что, на какое-то время, успокаиваемся, что "из двух зол выбрали меньшее" (привет, Сапковский!).
Отомстив за нападение на нас (сжигаем несколько тачек у бара Морелло) и позанимавшись сбором денег за "крышевание" нам поручают следующее задание.
Гонки - спорт азартный, соревновательный, а значит, на нём можно подзаработать ставками. Намечается очередной заезд, в котором должен победить протеже Сальери. На него уже поставили деньги куча народу. Всё идёт по плану, и вдруг, за день до гонок, объявляется какой-то заезжий европеец на своём супер-болиде. Рисковать уже поставленными деньгами и репутацией дона (многие, по совету Сальери, уже сделали ставки; если ставка не сыграет, люди оскорбятся на дона, за "подставу") нельзя, а потому Томми отгоняет болид иностранца к Луке Бертоне, чтобы тот покопался в ней и, по возможности, доработал машину человека Сальери (по итогу болид иностранца просто сломается на старте). На следующий день, уже на треке, прямо перед стартом, выясняется новая проблема - "кто-то" (ну конечно, никто не знает!) избил нашего гонщика. Выхода нет, Поли и Сэм громилы, не водители. И начинается миссия с гонкой.
Если ты читаешь это, будучи представителем совсем нового поколения игроков, для которого первые игры - это Doom Eternal, Dark Souls или даже Half Life 2 (да выйдет третья часть, хотя бы для наших правнуков), то знай, что об эту миссию были сломаны нервы, клавиатуры и мониторы ООООЧЕНЬ многих людей. Упомянув Dark Souls, я могу поставить сложность данной миссии в сравнении. Эта гонка для стала таким же испытанием, каким, много лет спустя, стал Дымный Рыцарь из Dark Souls 2. Сейчас, в обновлённых версиях Мафии, перед гонкой можно выбрать сложность.
С одной стороны - СЛАВА БОГУ!!!! С другой,это несколько снижает погружённость в игру и влияние на игрока. По окончании гонки, НЕ ПОЙДЯ 2755 слитых попыток, ты уже не испытаешь того эмоционального удовлетворения, как первые игроки в далёком 2002-м...
Так или иначе, смухлевав или спалив нервную систему до тла, мы приходим к финишу первыми и наслаждаемся плодами победы.
Как-то вечером бармен Луиджи просит нас проводить домой его дочь, Сару. К ней пристают какие-то ушлёпки, а мы парень авторитетный, да и постоять можем, что за себя, что за даму. С радостью соглашаемся.
В переулке недалеко от бара к нам пристают трое; беседы не получается, а поэтому приступаем к мордобою (я долго не знал, что на ту миссию нам выдают кастет, а потому дрался голыми руками). Разбираемся с ними и бежим за Сарой (убежала дальше), там ещё трое. Покончив с этим недоразумением, спокойно доводим даму до дома и остаёмся с ней.
На следующий день рассказываем о случившемся. Дон в ярости - на его территории какие-то хулиганы пристают к его людям!
Мы с Поли берёмся разобраться со шпаной. Вычисляем место их сборища и разносим всех их в пух и прах. Под конец ребята берутся за пушки, но и мы не "пришли на перестрелку с ножами". Двое удирают на машине, но мы догоняем их. При одном из прохождений мне удалось подстрелить их в движении - в награду получил уникальный ролик. Тут, в очередной раз, нам демонстрируют, что Томми по прежнему не хочет убивать, когда есть выбор, на что Поли замечает - пора бы уже привыкнуть (да и миссия называется соответствующе).
На следующий день выясняется, что парень, на которого у Поли не осталось патрона, выжил и рассказал в больнице, кто это сделал (то есть, мы). Более того, один из убитых был сыном городского советника, близкого к Морелло. Это грозит всей семье, но пока перед нами стоят другие задачи...
На очередном задании (убийство владельца борделя и взрыв его офиса) нам приказывают убить девушку - работницу борделя, которая слишком много болтает. Дойдя до неё Томми понимает, что это подруга Сары.
Герой опять, имея выбор, не хочет убивать человека. И не убивает. Даже завязнув в преступной жизни, он всё ещё пытается вести себя по-человечески, пусть и в ущерб себе и организации (чем подвергает себя смертельному риску). Кто-то может упрекнуть его в малодушии - мол, кишка тонка просто. Но, как раз наоборот, в этих условиях он ЗНАЕТ, что значит неисполнение задания лично для него. Если когда-нибудь кто-нибудь узнает, что он отпустил её, ему конце, а потому он приказывает ей убираться из города и никогда не возвращаться. После чего взрывает офис менеджера и оказывается на крыше, отстреливаясь от полиции.
Убегая от преследования, Томми попадает в церковь, где отпевают того самого сына советника. Нас обнаруживает священник и мы вынуждены поучаствовать в ещё одной перестрелке. В конце происходит интересная сцена - Томми будто бы "исповедуется" священнику, признавая свои грехи и ища оправдание своим поступкам.
Далее нас ждёт "гангстерское" задание - перевозка запрещёнки (алкоголя) из Канады. На ферму, где хранился товар, нападают люди Морелло и... полицейские (неофициально). Отбиваем у них раненного Сэма и едем в город.
Конфликт с Морелло набирает обороты, к мстящему советнику присоединяется прокурор города и над всей семьёй Сальери повисает угроза получить несколько сотен лет тюремного заключения (да, в Америке это возможно и сейчас; словосочетание "три пожизненных" не шутка ни разу). И были бы эти обвинения беспочвенны... если бы не Фрэнк. Лучший друг Сальери, его правая рука, ответственный за бухгалтерию, сдаёт конторские книги и уходит под крышу полиции. Сальери раздавлен, но всё же поручает Томми решить эту проблему. Выслеживаем Фрэнка и сопровождающих его полицейских до аэродрома за городом. Фрэнк сам не рад, что так получилось, но раскрывает причину: продажные полицейские взяли семью Фрэнка в заложники.
Том, понимая, что ситуация мерзкая, и тут не решается убить бывшего товарища, а потому даёт ему и его семье спокойно улететь в Европу в обмен на конторские книги (хоть Фрэнк и пошёл на сделку, он не стал сразу передавать книги, а поместил их в ячейку в банке). На прощание, он напоминает Тому об их разговоре в машине: "...в конце, твой лучший друг убьёт тебя!".
Далее следует очень трогательный рассказ, как они "хоронили" Фрэнка. Что удивительно, на похоронах присутствовал и Морелло. Как скажет Том, "они рыдали друг другу в жилетки". В этот момент мы понимаем, как непроста жизнь преступников, что часто они - такие же люди, со сложными семейными и дружескими отношениями.
Далее следует миссия на Рублёвке - нужно отправиться в богатый район Оукхил (Дубовый холм), на виллу прокурора и украсть компромат, который он успел накопать на Сальери. Чтобы открыть сейф, нам понадобится медвежатник. Упаси вас боже, ехать на задание на слабой машине - можете вообще не заехать на холм (или будете ползти минут 5!). На вилле куча охраны, которую лучше не трогать (аккуратно обходим стороной), в доме ходит горничная. Пробираемся в кабинет и ждём, пока наш специалист вскроет сейф.
ВАЖНО: после кат-сцены Том НЕ ЗАБИРАЕТ документы из сейфа автоматически; при одном из прохождений я добежал до выхода с виллы и обнаружил, что не могу уйти - задание не выполнено. Так что сразу после открытия сейфа хватаем документы и сбегаем.
Следующая миссия - попытка реабилитироваться за провал с канадским виски. Некий Уильям Гейтс предлагает нам грузовик с очень хорошим алкоголем. Едем с ребятами на парковку и заключаем сделку; внезапно приезжают довольно злые парни и молча начинают нас расстреливать.
Отбиваемся, хватаем виски и уезжаем. Позже мы выясняем, что виски... принадлежал Морелло, а "Гейтс" - обыкновенный воришка, забравший дорогой товар у нашего главного противника. Действительно, "отличная сделка"!
В один из дней Том оказывается в баре как раз тогда, когда Сальери собирался съездить к своему другу, повару Пепе. Водитель дона заболел и мы, как нужный специалист, помогаем боссу (заодно и вкусно покушать получается). Но идиллия быстро заканчивается, когда к ресторану подъезжают три авто, полные гангстеров Морелло. Они разносят ресторан в щепки, но, благодаря действиям Тома, и он, и босс выживают.
Уцелев в бою, Сальери понял, кто его подставил - Карло, водитель и телохранитель. Отправляемся к нему домой и убиваем предателя.
С этого начинается открытая война между Сальери и Морелло. Мы не можем ударить сразу - связи Морелло с полицией и городской администрацией слишком сильны. Поэтому следующая цель - городской советник, имеющий на нас зуб за смерть сына. Под видом матроса пробираемся на корабль, где он отмечает свой день рождения.
Найдя в туалете спрятанный пистолет дожидаемся, когда советник выйдет из охраняемой каюты к гостям и убиваем его на глазах у самых влиятельных людей города. Новость получается "бомбовая", а потому от Морелло отворачиваются его союзники со стороны закона - теперь можно бить его самого. Как я уже говорил, в игре имеют значение только двое - сам Морелло и его брат, Серджио; ими и займёмся.
Миссия по убийству Серджио называется "Везучий ублюдок", и не зря - либо нам не везёт, либо Серджио при рождении на голову упала подкова, а в пелёнку завернули кроличью лапку и четырёхлистный клевер.
Сперва в ресторане, где он должен бы обедать, его не оказывается - Поли расстреливает простого громилу и нам надо удирать от рассерженных друзей.
Потом мы пытаемся взорвать его в машине - не получается (дал бабе порулить, называется).
Том в шоке, но Сальери непреклонен - выгоняет их с Поли срочно ехать к другому ресторану, где будет Серджио. Спешка не проходит безнаказанно - хотя мы наконец поймали Серджио, у Поли клинит автомат! Уходим от преследования и возвращаемся к дону.
Дон привлекает к решению вопроса профессионалов со стороны - при очередной попытке они сами "профессионально" умирают и Том, который был на подстраховке, бросается за Серджио.
Погоня приводит нас в львиное логово - в доки, где Серджио рулит профсоюзами. Перебив его людей и взорвав двери на складе, где он прячется мы, наконец-то, прерываем полосу везения.
Финальный аккорд войны мафии - убийство Морелло. Гонимся за шикарным бронированным лимузином и выезжаем за город. Тут возможны два варианта - либо он свернёт в аэропорт, где мы уроним его самолёт, либо он проедет прямо, где мы сбросим его машину с недостроенного моста.
Тут к Тому приходят очень неприятные мысли. Во-первых, он - бывший таксист, человек, по сути, из ниоткуда - берёт и убивает одного из двух самых могущественных мафиозных авторитетов. То есть, неважно, как ты крут, всегда найдётся покруче. И во-вторых, что ещё хуже - к этому моменту он уже знает, что Морелло и Сальери - бывшие друзья, подручные дон Пеппоне (до начала событий игры, они вдвоём убили его и поделили город и бизнес на двоих). "...в конце, твой лучший друг убьёт тебя!"
Последняя часть игры посвящена становлению семьи Сальери как единственной значимой силы в городе Лост-Хэвен. Для начала надо убить зарвавшегося политика, обещающего, в случае избрания (вероятно, очередным мэром), "покончить с преступностью". На самом деле он сам является владельцем половины борделей в городе и нагло лезет на территорию Сальери.
Тут нам в очередной раз демонстрируют, что Сальери - реально босс мафии; бизнесмен, у которого дело всегда на первом месте.
Вооружившись винтовкой Мосина лезем в заброшенную тюрьму, где сталкиваемся с агрессивными и вооружёнными(!) сквоттерами. Забираемся на башню и стреляем в кандидата. Всё, город наш!
Следом идёт работа "Просто для расслабона!" - украсть груз дорогих сигар. Только при прохождении на YouTube узнал, что можно загрузить машину без конфликта с охранником, но тут разницы нет, на выходе к нам прицепятся новые. По приезду на место встречи с Сэмом и Поли отбиваемся от внезапно нагрянувших грабителей (что им нужно?!) и едем с Поли на склад Сальери. На месте изучаем товар и узнаём - вместо сигар мы украли партию алмазов!
Это не нравится ни Тому, и Поли (Сальери почти что подставил нас, не сказав всей правды!), а когда приезжает Сальери и ничего не говорит вновь, неприязнь только усиливается. Теперь уже недавние слова Поли о "работе на стороне" (он предлагал ограбить банк, в тайне от Сальери) не кажутся такими уж глупыми. Сэм при этом остаётся в стороне. Вообще за всю игру мы сильно сближаемся именно с Поли; Сэм же всё чаще становится сам остаётся в стороне.
Миссия с ограблением очень антуражная - вы едете на общественном транспорте, ходите по банку, обсуждая, как и что вы будете делать; потом едете в старый кинотеатр в Хобокене (бедный район), к торговцу оружием - Жёлтому Питу; ищите быструю машину. Само ограбление, хоть и задумывалось максимально бескровным, тем не менее заканчивается стрельбой и погибшими охранниками; вдобавок, Поли убивает девушку, впавшую в истерику.
Уйдя от полиции, мы отдаём все деньги Поли и уходим домой (к жене и дочке, как респектабельный гражданин, а не убийца!).
Вообще, с одной стороны, Том всю игру показывается нам как, в общем, неплохой парень - довольно скромный, спокойный, неагрессивный и не жестокий. С другой, он - мафиози, у которого руки по локоть в крови (да, 99% это такие же бандюги, но их смерть от этого чем-то исключительно хорошим в жизни Тома не является). Сочувствовать ему или нет - дело личное, но я увидел его очень интересным персонажем.
Последнее задание... Придя на утро к Поли видим страшное - он мёртв, а денег нет.
Позвонивший в этот момент Сэм опечален - он не успел предупредить, что Сальери узнал про банк (КАК?) и ему это не понравилось. Вместо воспитательных бесед с проштрафившимися подчинёнными он решил избавиться от них. Нужно бежать! Просим у Сэма, как единственного оставшегося друга, помощи и договариваемся о встрече в городском музее. Тут нам дают последний шанс заехать к Луке Бертоне за новой машиной и Жёлтому Питу, за оружием (с собой у нас маломощный полицейский кольт с 6ю пулями).
Приехав на место мы обнаруживаем засаду, которую организовал Сэм! Кто же ещё знал, что вы будете грабить банк?!
После короткого разговора и обмена обвинениями начинаем перестрелку. В музее настоящая толпа негодяев, бывших нашими знакомыми и возглавляет их наш бывший близкий друг.
Дойдя до самого верха вступаем в последний разговор с Сэмом.
Нас подвела наша доброта - подруга Сары, которую мы не убили, вернулась в город (дура!); найдя её, люди Сальери усомнились и в смерти Фрэнка - и тут Том провалился! Одолев Сэма, Том совершает над собой усилие и впервые с начала игры спускает курок тогда, когда он этого не хочет. Как ни иронично это звучит, это его первое убийство - ведь каждый раз в прошлом, в подобной ситуации, когда ВЫБОР ЕСТЬ, он не спускал курок. Речь Сэма в конце - очень пронзительная; он не молит сохранить ему жизнь, не малодушничает; из друга он превратился в заклятого в врага.
Наверное, это и есть самое сильное в этой истории - то, как легко в жизни (особенно жизни бандита) могут поменяться приоритеты.
Финал этой истории и хэппи энд и нет - сбежав на время с семьёй из страны, Том возвращается и сдаёт своих бывших коллег и друзей, в обмен на новую жизнь, под новым именем. Счастливо прожив 13 лет (до 51го года), он встречает свои седые волосы на газоне перед милым двухэтажным домиком в пригороде, когда к нему подходят двое парней и спрашивают: "Мистер Анджело?". Забывшись (ведь у него новая личность), он отзывается, чем и подписывает себе смертный приговор, ведь...
"Мистер Сальери передаёт свои наилучшие пожелания", если дословно, и получает выстрел в грудь из обреза. На этом и заканчивается эта история.
Мафия, как и многие другие хорошие игры, получила своё продолжение. Mafia 2 вышла в 2010м, а Mafia 3 - в 2016м. Но, как и с Gothic, здесь есть один феномен. Mafia - The City of Lost Heaven - законченное произведение; авторы сказали в этой истории всё, что хотели, и (ВАЖНО!) закончили историю Томаса Анджело. Он прошёл весь путь - от простого таксиста, пытавшегося жить простой жизнью обывателя, до закоренелого преступника, "прогнувшегося под изменчивый мир". При этом у него оставались принципы, которыми он руководствовался на протяжении всей своей жизни. Он счастливо вырвался из преступного мира и смог пожить спокойной жизнью, хотя бы некоторое время. Потому, когда разработчики и издатели берут законченную историю и пытаются её "выдоить" по новой, часто у них не получается зацепить старых фанатов. Мне не понравились эти продолжения - для меня они так и остались чем-то в духе GTA, не более. Настоящая Мафия осталась в 2002 году; она закончилась в вымышленном 1951м году, на окровавленном газоне, вместе с Томом. Пусть там и будет...
Большое спасибо за то время, что потратили на чтение моей статьи. Надеюсь, вам понравилось.
С уважением, ваш А.