«Парни могут ворваться в квартиру подруги». Это утопично-патриотическая история про капитана Волконогова, который бежал. Про красных дьяволят, атмосферу Балабанова и современные запреты
Красные дьяволята
«Мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут». Эта фраза Владимира Путина вполне могла бы стать лозунгом для фильма, который я давно хотел посмотреть. «Капитан Волконогов бежал» похож на комикс. По сути, это утопическое повествование, но вроде бы про нашу страну. Которое очень тесно переплетается и с сегодняшним временем, в котором мы живем словно в постмодерне, когда очевидные вещи нельзя называть своими именами. Когда снова появилось стукачество и вот вот разрешат расстрелы.
Ленинград, 1938 год. Капитан Федор Волконогов несет службу в областном отделении внутренних дел. Что характерно, ни разу с экрана не произносится аббревиатура НКВД, но методы работы - те же. Живет он в обычной коммунальной квартире, где жильцы готовы тут же занять освободившуюся после приезда «черного воронка» жилплощадь. По службе приходится применять методы давления на подозреваемого, а в свободное от работы время участвует в самодеятельности. Ну, то есть, ведет обычную для того времени жизнь чекиста
Но как-то утром он становится свидетелем убийства своего непосредственного начальника. Майор Гвоздев выбросился из окна из-за угрозы неминуемого ареста. Одновременно под предлогом вызова на аттестацию начинаются аресты сотрудников отдела, которым и руководил самоубийца. Назад в отдел сотрудники уже не возвращаются. И Волконогов, осознавая характер грядущей опасности, пытается бежать. Как говорится, волка ноги кормят.
Не буду рассказывать дальше все повороты сюжета, фильм получил на Венецианском кинофестивале приз за лучший сценарий, а то и смотреть вам не интересно будет. Могу лишь упомянуть, что главному герою, чтобы попасть в рай, нужно выпросить прощение у родственников замученных и расстрелянных жертв. Тема покаяния в отечественном кино обыгрывается по-новому. Через фабрику смерти, где каждый солжат старается стать неизвестным. И накинуть на себя гражданскую одежду.
Кто-то вообще поляк или немец. А значит, уже без пяти минут шпион.
Удивительно, но картина местами напоминает мир Балабанова. Те же трамваи, как в Брате 1, та же мрачная питерская обстановка. Так и ждешь, что откуда-ни будь выглянет лицо Виктора Сухорукова с его идиотской улыбкой… Но от Балабанова тут на самом деле есть главное – это безупречные красные костюмы вместо кожанки, в которые одеты чекисты. А главным по костюмам тут является Надежда Васильева, жена Алексея Балабанова. Герои словно красные дьяволята, готовые пожрать и самих себя для иллюзорной надуманной опасности. Фильм местами напоминает комикс. Но комикс очень страшный, поскольку созданный по реальным событиям. Как этот диалог ментора и ученика. Не напоминает он сегодняшнюю ситуацию вокруг? Боюсь, что только пока…
- Вот почему все они (задержанные, - авт) твердят, что не виновны?
- Наверное надеются уйти от ответственности.
- Вот ты с виду умный парень, но ничего в диалектике не петришь. Они на самом деле считают, что они не виновны, потому что они на самом деле не виновны. Те, кого мы допрашиваем, на самом деле не террористы, не шпионы, не предатели, но при этом все они попадают сюда к нам не случайно, потому что все они — ненадежные элементы.
По разным причинам. У кого-то происхождение сомнительное, у кого-то родных репрессировали. Он от них то отказался, а внутри обиду затаил. Кто-то вообще поляк или там немец. А значит, уже без пяти минут шпион. Ну а кто-то просто не любит родину. Не любит и все. И ты даже себе не представляешь, сколько всяких таких ненадежных. И это же ой как опасно. Сам знаешь, какое сейчас время.
Страна в кольце врагов, большая война на носу, и вот как все эти ненадежные себя поведут, когда она начнется, а? Да, сейчас они невиновны, но они будут виновны потом. Мы не можем просто сидеть и ждать. Потому что когда они превратятся в террористов, предателей, шпионов и вредителей, будет уже поздно. Поэтому мы их сажаем и расстреливаем. Сегодня. Сейчас. Заблаговременно. Это и называется «профилактика потенциального врага».
- Получается, что мы принуждаем их сознаваться в том, что они не делали и даже не собирались делать?
- Ну сам посуди, не можем же мы их сажать и расстреливать просто так. Не за что. Это незаконно. А у нас правовое государство. На каждое наказание должно быть преступление…
Патриотичное не благонадежное кино
Фильм, снятый при поддержке министерства культуры РФ, так хорошо прокатившийся на фестивалях, запретили к показам в России. Он должен был выйти на экраны в апреле 2022 года, но в то время уже начались события, которые нельзя называть своим именем. Да и некоторые актеры однозначно высказали свою позицию, и уехали из страны. То есть, и содержание не благонадежное, и так называемые молодые звезды кино тоже оказались ненадежными.
А по мне, кино является более чем патриотичным, нежели многие высосанные Мединским истории из пальца и внедренные в жизнь. И для чего запрещать? Чтобы только привлечь больше внимания, сделать рекламу? Мне кажется, сам зритель должен решать, что достойно его внимания, а что нет. И платить своим кошельком. А не размножать пиратов.
В итоге, я картине поставил 8 из 10. На КП – 7,8, что для отечественного фильма очень хорошо. Мои любимые комедии рустама Каримова редко доходят до такого результата:).
А еще мне очень понравился саундтрек к картине. Кавер Shortparis на «Полюшко поле» прям очень хорош. И есть там что у данного коллектива послушать.
А вы что скажете про картину, если вы ее видели? И будете ли вы смотреть кино, если его запретили показывать в нашей стране?