В этом материале мы рассмотрим некоторые из самых страшных фильмов ужасов с момента зарождения кинематографа. Этот жанр довольно широк, поэтому в материале будут представлены как атмосферные психологические триллеры, так и слэшеры с боди-хоррорами.
Носферату
Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922
«Носферату» – один из первых немых фильмов ужасов. Он проложил путь жанру и сформировал его будущее, что мы можем отметить и по сей день. Картина представила нам графа Орлока, культового вампира, похожего на графа Дракулу, чье леденящее душу присутствие мы лицезрели более 100 лет назад.
«Носферату» обладает атмосферной кинематографией и жуткими образами. Эта кинолента стала пионером в использовании теней и саспенса для вызывания ужаса в то время, когда не могли использовать диалог для рассказа. Фильм также повлиял на бесчисленные последующие фильмы о вампирах и заложил саму основу жанра ужасов, который мы видим сегодня.
Психо
Режиссер: Альфред Хичкок, 1960
«Психо», психологический триллер Альфреда Хичкока, произвел революцию в кинематографе. Если без спойлеров, то повествование фильма совершает неожиданный поворот, противоречащий ожиданиям зрителей и подрывающий традиционные нормы повествования истории.
Хичкок мастерски создает напряженную атмосферу, заманивая зрителей в паутину интриг и тайн. По мере того, как разворачивается сюжет, происходит такой поворот событий, который заставляет зрителей удивляться и подвергать сомнению все, что, как им казалось, они знали.
Ребёнок Розмари
Режиссер: Роман Полански, 1968
«Ребенок Розмари» – захватывающий фильм ужасов, который все еще может вселять страх в своих зрителей. Когда молодая пара переезжает в многоквартирный дом, известный как Дакота Билдинг, они попадают в ловушку зловещей силы, которая медленно поглощает их жизни. Полански создает напряжение и неловкость, затрагивая многие из наших собственных психологических страхов.
В фильме затрагиваются темы паранойи, манипуляций и потери контроля над собственным телом, что создает ощущение клаустрофобии и ужаса. Благодаря блестящей игре актеров и захватывающей кинематографии, «Ребенок Розмари» – это вечная классика, которая завораживает прекрасным примером медленно нарастающего страха.
А теперь не смотри
Режиссер: Николас Роуг, 1973
Если вы думаете, что в этом фильме Дональд Сазерленд бродит по тенистым улицам Венеции, то вы наполовину правы. «А теперь не смотри» – прекрасный пример усиливающего напряжение хоррора, который выделяется на общем фоне.
Центральная тема – горе и потеря. Вы становитесь свидетелем трагедии, которая происходит в первые пять минут фильма, вы следите за болью Сазерленда и Джули Кристи, когда они пытаются жить дальше после нее.
Роуг – единственный режиссер, когда-либо заставлявший Венецию выглядеть устрашающе. Он создал глубокий и многослойный фильм с той символикой и образами, которые четко увязываются с шокирующим финалом, позволяя пересматривать его еще долгие годы.
Плетёный человек
Режиссер: Робин Харди, 1973
Оригинальный «Плетеный человек», а не ремейк 2006 года, – это захватывающий фильм, который бросил вызов жанровым условностям и поэтому остается популярным и сегодня. Фильм Робина Харди рассказывает захватывающую историю о полицейском, расследующем исчезновение девочки на отдаленном шотландском острове.
По мере того, как он все глубже погружается в языческие ритуалы острова и зловещие верования, в каждый кадр проникает ощущение надвигающейся гибели. Своей жуткой атмосферой и фолк-саундтреком, «Плетеный человек» заманивает зрителей в мир растущего беспокойства. Шокирующая кульминация фильма в сочетании с исследованием таких тем, как религия, жертвоприношение и человеческая природа, укрепляет его статус вечной классики наводящего ужас хоррора.
Техасская резня бензопилой
Режиссер: Тоуб Хупер, 1974
«Техасская резня бензопилой», наверное, является эталоном ужаса в жанре хоррор. Благодаря своей суровой, сырой подаче и безостановочной напряженности фильм вызывает у зрителей непоколебимое чувство страха.
История фильма вдохновлена реальными событиями и рассказывает о группе друзей, которые сталкиваются с семьей каннибалов-садистов во главе с культовым Кожаным Лицом. Безжалостная атмосфера внутреннего ужаса сохраняется ещё долго после окончания фильма.
Хэллоуин
Режиссер: Джон Карпентер, 1978
Посмотреть «Хэллоуин» 1978 года, значит стать свидетелем зарождения жанра слэшер и создания одного из самых культовых «неубиваемых» злодеев – Майкла Майерса.
Видение Джона Карпентера о невменяемом, молчаливом серийном маньяке, одержимом идеей убить всех в своем родном городе, превосходно сочетается с «королевой крика» Джейми Ли Керти. «Хэллоуин» впоследствии вдохновил на сохдание таких фильмов, как «Пятница 13-е», «Крик» и «Кошмар на улице Вязов».
Сияние
Режиссер: Стэнли Кубрик, 1980
«Сияние» – еще один ключевой фильм. Кубрик привнёс атмосферное повествование, тревожные визуальные эффекты и психологический ужас в книгу, основанную на персонажах. За это его и раскритиковал Стивен Кинг. Тщательное внимание Кубрика к деталям и использование символизма возвело «Сияние» на высокий уровень художественного мастерства. Его образы обсуждаются среди поклонников и по сей день.
«Сияние» действительно выдержал испытание временем и продемонстрировал силу и потенциал фильмов ужасов.
Муха
Режиссер: Дэвид Кроненберг, 1986
«Муха» заманивает нас в ловушку ужасающей истории. Зрители становятся свидетелями взлета и падения блестящего, но замученного ученого Сета Брандла, и вместе с ним погружаются в его кошмар. Фильму удается затронуть наши глубочайшие страхи, вызывая отвращение и сопереживание одновременно.
Благодаря леденящему душу слиянию науки и метаморфоз, «Муха» создает портрет борьбы человечества со своей собственной чудовищной природой. Фильм проникает в нашу психику, напоминая нам о хрупкости нашего собственного человеческого состояния.
Молчание ягнят
Режиссер: Джонатан Демми, 1991
«Молчание ягнят» – леденящий кровь фильм, основанный на романе Томаса Харриса 1988 года. С самого начала его повествования зрителей охватывает чувство страха.
Изображение серийного убийцы-каннибала доктора Ганнибала Лектера, в лице Энтони Хопкинса, очень запоминающееся и захватывающее. Фильм проникает в самые темные уголки разума и исследует глубины человеческой натуры. «Молчание ягнят» получил множество наград, в том числе в 1998 году он был включен Американским институтом киноискусства в список 100 величайших фильмов за последние 100 лет.
Подготовила статью: Лапенкова Ольга
Что смотрели? Что ещё бы добавили в наш список?
Читать также: