#Кыргызстан
#Ош
#СулайманТоо.
#мечетьТахтиСулеймана
Микс постсоветской страны и Паттайи в Тайланде- именно такое ощущение родилось под конец дня.
Каждый раз, выходя с самолета, я вдыхаю страну или город. В этот раз было утро, свежо, но с налетом вчерашней жары и усталости , в воздухе это всегда можно уловить.Не влажно, как в Тае, конечно, но пекло днем было еще то.
Даже аналог тук- тукам есть . Чтобы вы думали? Множество ,,картонных,, такси Daewoo Matiz, помятых со всех сторон, носящихся по кочкам с сосредоточенными лицами водителей.
Начну с самолета. Что не получится не заметить, так это то, что пассажиров- детей было больше взрослых. Ни разу еще не видела в самолете столько детей. Мама и шестеро детей по годке были моими соседями. Ребятишки все дисциплинированные, держатся друг друга, старшие помогают с младшими. Были семьи и поменьше, но непременно с детьми. Несмотря на этот факт, особо никто не кричал и не закатывал истерик.
Женщины все одеты по- разному, были совсем по европейски, многие традиционно с платком на голове, завязанном у кого под шеей, у кого на затылке, но были и полностью покрытые женщины-в никабах. На паспортном контроле откидывали его с лица.
Ника́б — традиционный женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета. Появился в Неджде в доисламские времена, однако в современности никаб носят почти исключительно мусульманки.
В аэропорту на выходе купила виртуальную сим-карту. Специалист Билайна ( там он тоже есть), установил мне все разрешения в настройках на телефон за пару минут. У меня появилось 40 гигов интернета и безлимит на Билайн за 450 рублей. Причем, взял в рублях, потому- что я еще не успела поменять на сомы. Рядом пункт обмена, курс чуть ниже, чем в городе. Но можно было не менять, так как таксист тоже взял рублями, примерно по такому же курсу. Доехала за 300 рублей. Так же в центр города едет автобус для тех, кто не устал в полете.
Ош из иллюминатора самолета видится как световой( много огней) оазис в окружении гор, лежащий словно в чаше, а каждый кусочек равнины испещрен геометрией разноцветных сельхозугодий. Любое свободное от гор место- поле.
Позавтракать в шесть утра оказалось проблематично, но я нашла уличную кафешку по 2-Гис( да, он там тоже есть, я перед поездкой скачала города и области Оша и Бишкека ).
На улицах Оша, как мне показалось, покрытых женщин гораздо больше, чем в традиционно исламской части России, например на Кавказе.
Ну и , как ни крути, а это постсоветское государство и русский язык здесь знают практически все. Поэтому языкового барьера у меня не было нигде. Туристов много: китайцы, арабы, европейцы, россияне, много из Узбекистана .
Мое жилье находится в центре Оша , так же, как и местная достопримечательность Сулейман- гора( Сулайман-Тоо), которая высится посередине города. С нее отрывается потрясающий обзор на город, по пути есть пещеры бронзового века и петроглифы( наскальные рисунки древних людей), а ближе к вершине расположился музей. Вход в него стоит 50 сомов( чуть меньше 50 рублей). Музей состоит из двух пещер, одна естественная, вторая- дело рук человека.
Сулейман- гора - это пятиглавая гора, которую еще знают как «Трон царя Соломона» . Является объектом всемирного культурного выследив ЮНЕСКО.
А на самой верхней точке расположилась крохотная мечеть Тахти-Сулеймана или домик Бабура- один из древнейших архитектурных памятников Кыргызстана, состоит из одной комнаты. Мухаммад Захириддин Бабур жил на рубеже 15-16 веков.
Он был полководцем, правнуком Тамерлана, эмиром Ферганы и Кабула, основателем империи Великих Моголов («Династии бабуридов»). Именно моголов, я не описАлась, это тимуридское государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 1526—1540 и 1555—1858 годах. Его имя ( Бабур) происходит от арабского слова и переводится как «тигр», «барс», «лев». Вспомнился герб города Иркутск , где чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Тюркское языковое наследие?).
Если верить легендам, то Бабур был на горе Сулайман и сам лично приказал построить маленький молельный дом. Помолиться и послушать намаз можно до сих пор.
До начала 20 века архитектурный памятник был в первозданном виде. Но из-за неоднократных реставраций в 1930, 1953 и 1990 годы он несколько утратил свой первоначальный вид.
В советские годы, как мы знаем, многие памятники с религиозным прошлым подвергались уничтожению. В ту эпоху не то, что говорить, но и упоминать о существовании Бога запрещалось. Под гнев атеистов попал и домик Бабура. В 1953 году архитектор Куцемелов просил сохранить его как исторический памятник. Но, несмотря на это, в 1963 году мечеть Тахти-Сулеймана была взорвана. Самое удивительное то, что домик сохранился. В постановлении исполкома говорилось следующее: «снести этот памятник... ставший символом религиозного фанатизма».
В начале 90-х его восстановили. Сегодня это место является местом для паломничества верующих.
Ниже небольшое видео.
Днем ела вкуснейшие манты в обычной столовой « Эл Ордо» на проспекте Абсамата Масалиева 44В. Тесто у них было прям прозрачное, начинка нежная и ароматная. Выглядят гипюровыми прям).
Вечером нашла хороший ресторанчик( кафе), где можно вкусно и не очень дорого покушать Grenki.osh на улице Курманжан-датка 256.
Рекомендую запомнить это имя - Курманжан- датка, я попозже постараюсь рассказать об это известной женщине Кыргызстана.
Время полночь, но на улицах шумно, напротив грохочет музыка из ночного клуба, слышен скрежет тормозов до машин, крики, визг, смех и одновременно азан из ближайшей мечети… Вот такой разный и неожиданный Ош получился.
Если вам понравилась моя статья, прочитайте еще этот отзыв, именно этот фильм сподвиг меня отправиться в те места