Когда мы слышим слова ПРОПАГАНДА и ИДЕОЛОГИЯ, в большинстве случаев, первое носит скорее отрицательный оттенок, второе - скорее положительный. Это можно объяснить тем, что пропаганда обычно ассоциируется с навязанными убеждениями, причем, непременно с коварной целью, то есть является одним из худших проявлений БЕССТРУКТУРНОГО УПРАВЛЕНИЯ, в то время как идеология связывается с четкой гражданской позицией, сформированной осознанным индивидуумом самостоятельно (такое, кстати, тоже бывает, но далеко не всегда). Однако, как пропаганду так и идеологию можно отнести к методам бесструктурного управления. Видимая разница между ними - в целевой аудитории, методике внедрения и глубине проникновения в сознание.
ИДЕОЛОГИЯ - в общем случае - характерная для определенной человеческой общности совокупность концептуальных взаимосвязанных идей, определяющих обобщенные цели и задачи человека, его приоритеты, морально-нравственные установки, ценности, место в обществе, диапазон личной ответственности, и, как следствие, принципы сосуществования и направление развития самого общества. Присущая отдельному человеку идеология является основой его мотиваций и выборов при принятии решений.
Важный момент - ИДЕОЛОГИЮ НЕВОЗМОЖНО ПРИДУМАТЬ ПРОСТО ТАК, потому что красиво. Жизнеспособная идеология должна быть основана на естественных человеческих стремлениях, и не противоречить базовым потребностям. Чем больше соответствие, тем больше шансов у идеологии прижиться в обществе.
Идеология может выработаться стихийно, под влиянием существующих факторов внешней среды, для оптимального сосуществования людей в сложившихся условиях, или быть намеренно привнесенной посредством воспитания и создания подходящих факторов среды искусственно. Во втором случае она является инструментом бесструктурного управления, и здесь мы будем рассматривать ее именно в этом ключе.
Качественное формирование идеологии - длительный, кропотливый процесс. Наиболее благоприятный период - для него - детство и юность, когда происходит формирование личности. Идеология является ее фундаментом. Наиболее устойчиво идеология встраивается в личность, если она характерна для всех сообществ, в которые человек попадает в этот период. Если же идеологии, например, семьи, школы, компании друзей конфликтуют между собой, возникает внутренний конфликт, в котором побеждает идеология сообщества, имеющего для человека наибольшую значимость по тем или иным причинам. Очень часто, хотя и не всегда, эта значимость определяется временем, которое человек проводит в том или ином сообществе, а также количеством и прочностью установленных с ним взаимосвязей.
Если общество достаточно стабильно на протяжении нескольких поколений, и более-менее однородно, для него характерна одна общая идеология. Под однородностью общества мы понимаем примерно одинаковые права, обязанности, возможности всех индивидуумов, это общество составляющих. Если общество разделено на классы, имеющие существенно разные права, обязанности или возможности - оно неоднородно. В неоднородном обществе своя идеология присуща каждому классу. В обоих случаях в длительно (на протяжении нескольких поколений) стабильном обществе идеология передается в процессе воспитания практически в автоматическом режиме.
В длительно стабильном обществе идеология соответствует структуре и жизненному укладу, иначе оно не было бы стабильным. При резком изменении жизненного уклада и структуры общества возникает необходимость изменить и идеологию, иначе, под влиянием старой идеологии, начнется обратный процесс, и через несколько поколений общество вернется в почти прежнее состояние, несколько измененное, поскольку процесс это обоюдный , и изменение структуры и уклада общества трансформирует идеологию. Если стоит задача сохранить изменения в обществе, идеологию надо не просто менять, а делать это как можно быстрее, чтобы нивелировать процесс возвращения к старому состоянию.
Смена идеологии не происходит сама по себе, основным условием для ее формирования необходима соответствующая среда, включающая в себя соответствующий жизненный уклад, круг общения и информационную составляющую. Если речь идет о смене идеологии отдельного индивидуума, его достаточно поместить в соответствующую среду, и процесс запустится сам собой, тем быстрее, чем на более раннем этапе формирования личности индивидуум находится. Если же речь идет о смене господствующей в обществе идеологии, то обеспечить необходимые для этого условия, и поддерживать их на протяжении двух-трех поколений вряд ли получится. Достаточно легко мы можем обеспечить лишь информационную составляющую, и то в ограниченном масштабе, ибо для восприятия информации индивидуум должен, как минимум, к этому стремиться, а его стремления, в подавляющем большинстве случаев соответствуют старой идеологии.
В некоторых случаях к информационной составляющей мы можем добавить изменение жизненного уклада, постепенное, путем внедрения отдельных элементов, или резкое. Причем второе возможно только в случае, если в обществе создались для этого условия в виде накопившихся противоречий и у наиболее многочисленной его части появилась острая необходимость эти противоречия как-то разрешить, а управляющая система с этой задачей не справляется. А поскольку господствующая идеология существенно связана с жизненным укладом, то его противоречия вызывают в обществе необходимость смены идеологии в том числе.
Обеспечить же третью составляющую - круг общения носителей идеологии - для подавляющего большинства общества мы не можем никак.
Таким образом, поскольку обеспечить все три составляющие не удается, а потребность в смене идеологии имеется, то для запуска процесса применяется такой инструмент, как ПРОПАГАНДА.
ПРОПАГАНДА - инструмент бесструктурного управления, представляющий собой информацию, содержащую основные тезисы идеологии в легко усвояемой, упрощенной форме, привлекающую внимание целевой аудитории, ориентированную больше на эмоции и/или веру, чем на глубокое понимание.
Пропаганда позволяет в относительно небольшие сроки подготовить в обществе почву для смены идеологии, заменив собой ее полноценную информационную составляющую. Рассмотрим, как можно осуществить этот процесс в двух вариантах - через резкую и постепенную смену жизненного уклада.
СМЕНА ИДЕОЛОГИИ при РЕЗКОМ ИЗМЕНЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА
Как мы уже отметили ранее, невозможно поменять господствующую в обществе идеологию сразу и вдруг, по щелчку пальцев. Идеология, не соответствующая жизненному укладу в обществе не приживется. Однако, если в жизненном укладе накапливаются противоречия, одновременно с этим возникает и потребность в новой идеологии. Как известно, потребность рождает функцию, поэтому в обществе неизбежно возникает ИДЕЯ, направленная на разрешение противоречий, и единичные носители этой идеи. На базе возникшей идеи ее носители формируют нескольких новых, конкурирующих между собой идеологий, а самих носителей теперь можно назвать ИДЕОЛОГАМИ. Идеологи развивают, оттачивают свою идеологию, убирают возможные внутренние противоречия, приводят ее в соответствие с потребностью общества разрешить возникшие в нем противоречия, а также распространяют ее дальше, разъясняя тем, кто заинтересовался - так появляются первые НОСИТЕЛИ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ, которые не просто восприняли идею, а глубоко поняли и приняли новую идеологию и, в свою очередь, также занимаются ее распространением. Носителей новой идеологии становится все больше, но для того, чтобы обеспечить ее распространение в обществе, их по-прежнему критически мало.
Тут стоит вспомнить, что идея возникла не на пустом месте, а под влиянием формирующихся в обществе противоречий, которые не может или не считает нужным разрешить управляющая система, вследствие чего противоречия накапливаются. Накопление противоречий создает точку САМООРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ КРИТИЧНОСТИ, в которой любой незначительный повод, случайно возникший, или намеренно инициированный, может привести к лавинообразному скатыванию общества в хаос. Подробно об этом можно почитать ТУТ. Хаос в данном случае выражается в резком разрушении всего жизненного уклада общества.
В такой ситуации, в преддверии наступления хаоса, возникает необходимость в как можно более стремительном распространении идеологии. После разрушения старого жизненного уклада неизбежно начнется формирование нового - таково свойство человека. А вот какой именно жизненный уклад будет в итоге сформирован, во многом зависит от того, какая идеология будет превалировать в обществе на этот момент. Понимая этот момент, идеологи и носители идеологии стараются заранее распространить свою идеологию как можно шире. Однако, мы помним, что идеология весьма инертна, ее замена в случае каждого конкретного индивидуума - процесс долгий и сложный, а времени критически не хватает.
Поэтому идеологи разрабатывают на основе своей идеологии пропаганду. Пропаганда позволяет в относительно небольшие сроки набрать критическую массу сторонников, которые не вникают глубоко в суть идеологии, ее структуру и предпосылки, но разделяют тезисы, предложенные пропагандой, поскольку эти тезисы с их собственными стремлениями, порожденными возникшими в обществе противоречиями.
Когда противоречия в обществе достигают максимума, происходит резкое разрушение старого уклада. Оно может произойти стихийно, или быть спровоцировано намерено, если момент подходящий. Наиболее подходящим можно считать момент, когда противоречия в обществе максимальны, управляющая система не может их разрешить, критическая масса сторонников новой идеологии имеется в наличии, а сама новая идеология соответствует общественному устройству, не имеющему противоречий предыдущего).
Именно масса сторонников, являясь наиболее активной частью общества, обеспечивает формирование нового жизненного уклада. Большая часть общества является носителями старой идеологии, поэтому стремится восстановить старый уклад. Это сопротивление можно преодолеть за счет пассивности большей части общества и активности сторонников новой идеологии, которые при помощи пропаганды смещают баланс в свою сторону.
Таким образом, в образовавшемся хаосе постепенно формируется жизненный уклад, соответствующий новой идеологии. Точнее, нескольким, первоначально возникшим на основе одной идеи, идеологиям. На начальном этапе, в рамках старой идеологии и старого уклада, конкуренция между ними была не особо заметна, теперь же она приобретает значимость. Первостепенным фактором, обеспечивающим победу одной из идеологий, является то, насколько соответствующее ей общественное устройство в своем идеальном виде отвечает желаниям и потребностям большей части общества. Дополнительные факторы - активность сторонников, их численность, качество пропаганды. В конце концов наиболее сильная идеология вытесняет остальные.
И вот тут следует обратить внимание на важнейший момент. В общей массе сторонников новой идеологии только небольшой процент является именно ее носителями, то есть людьми, в чьем сознании новая идеология полностью заменила старую, сформировавшуюся изначально, в старой среде. Сознание же остальных сторонников, не говоря уж об основной массе населения, по прежнему в глубине содержит старую идеологию, новая, привнесенная пропагандой, проникла не глубоко. Она отлично работает в критических условиях хаоса, но, как только хаос отступает и жизнь налаживается, начинает просачиваться старая идеология.
Если этому процессу не противодействовать, под влиянием старой идеологии жизненный уклад будет постепенно трансформироваться в сторону более привычного, и, в конце концов, общество вернется к прежнему состоянию, в нем начнут накапливаться те же противоречия, и, по итогу, идеологам все придется начинать сначала.
Чтобы избежать этого обратного процесса, необходимо одновременно с началом формирования нового общественного устройства, а лучше раньше, еще в рамках устройства старого, уделить максимум внимания формированию массы носителей, а не просто сторонников новой идеологии, то есть как можно более массово развернуть просветительскую деятельность, привносящую новую идеологию не только на основе пропаганды, но и на основе глубокого понимания. Это достаточно сложная задача, поскольку осуществить ее могут только сами идеологи или носители идеологии, которых на этом этапе критически мало, а главное, в отношении большей части общества, состоящей из личностей, сформировавшихся в рамках старой идеологии, она невыполнима. Поэтому основное внимание тут следует уделить аудитории, которая в данный момент не сильно влияет на общественное устройство, но будет влиять в перспективе - детям и молодежи. Чем младше аудитория, чем на более раннем этапе формирования личности она находится - тем больше возможностей воспитать из нее именно носителей новой идеологии, которые, в свою очередь, создадут соответствующую среду для формирования новой идеологии у будущих поколений.
Ограничиваться при работе с детьми и молодежью пропагандой нельзя ни в коем случае, эта работа должна быть направлена прежде всего на глубокое понимание основ новой идеологии. А чтобы это было возможно, необходимо обеспечить еще и общее развитие мыслительных способностей подрастающего поколения, ибо чтобы понимать нужно, как минимум, уметь думать. Проще говоря, одним из наиболее важных направлений формирования нового общественного устройства является массовое внедрение качественного образования на основе новой идеологии.
И, если все условия удается соблюсти, все сопротивления преодолеть, то со временем, за несколько поколений, сформируется устойчивая среда, включающая в себя все три компонента, необходимые для поддержания в обществе новой идеологии. Однако, важно помнить, что общество - это не швейцарские часы в вакууме - завел и идут без перебоев. Общество - живой организм, подверженный как внутренним, так и внешним влияниям, постоянно изменяющийся и развивающийся, и идеология развивается вместе с ним.
Кроме того, если процессу закрепления и поддержания новой идеологии на уровне глубокого понимания не уделяется достаточного внимания, в обществе сохраняются корни идеологии старой, которые, при возникновении благоприятных для этого условий, могут прорасти и привести к смене новой идеологии на старую, или близкую к ней, что, в свою очередь, будет способствовать восстановлению старого общественного устройства. Как мы помним, мы живем не в идеальном мире, и всегда могут найтись силы, как внутренние, так и внешние, заинтересованные по тем или иным причинам в подобном процессе. Рассмотрим, как примерно это происходит.
СМЕНА ИДЕОЛОГИИ при ПОСТЕПЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА
В общем случае жизненный уклад - это не что-то статичное, установленное раз и навсегда. Как отмечалось выше, общество - это живой развивающийся организм, в котором все взаимосвязано - экономика, идеология, общественное устройство, структура и функционал управляющей системы. Все эти факторы обуславливают определенный жизненный уклад, который, естественно меняется по мере развития общества, влияя, в свою очередь, на изменение идеологии. Это естественный процесс, но он выходит за рамки данной работы и мы вернемся к нему позже в контексте рассмотрения различных формаций, как стадий развития общества. Здесь же мы разберем искусственное привнесение в общество новой идеологии, путем постепенного изменения жизненного уклада и при помощи пропаганды.
Как и ранее, входящими условиями у нас является условно стабильное общество с определенной господствующей идеологией, соответствующим жизненным укладом и, разумеется, своими противоречиями, которые, впрочем, пока не достигли критического уровня, система управления в состоянии нивелировать их влияние, и именно поэтому общество стабильно, и стихийное опрокидывание в хаос в ближайшей перспективе ему не грозит. Задача заключается в том, чтобы поменять идеологию общества на прямо противоположную существующей.
Поскольку противоречия в обществе все же существуют, в нем вполне возможно естественное возникновение новой идеологии, направленной на разрешение имеющихся противоречий, но отличие этой идеологии от господствующей будет пропорционально степени влияния противоречий на стабильность общества. Если она невысока, то и отличия будут несущественными. Идеология же, противоположная господствующей не имеет шансов на широкое распространение, ибо не коррелирует со степенью влияния противоречий. Чтобы сделать возможным распространение такой идеологии, необходимо усилить имеющиеся противоречия. Сделать это можно только обеспечив возможность влияния на управляющую систему. О том, как эту возможность технически обеспечить, подробно рассмотрено в книге Стивена Манна ТЕОРИЯ ХАОСА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, здесь мы не будем останавливаться на этом вопросе, и просто предположим, что такая возможность у нас есть.
И первое, на что нам стоит обратить внимание, это то, что усиление имеющихся противоречий не только позволит нам распространить заданную идеологию, но и создаст почву для стихийного возникновения и распространения других идеологий, вероятнее всего, не родственных нашей даже на уровне идеи. Этот процесс может существенно затруднить нашу задачу, и даже, возможно, перехватить инициативу, запустив процесс смены идеологии по сценарию, описанному в предыдущей части, и совершенно не факт, что в итоге наша идеология победит в конкурентной борьбе. Поэтому мы не будем торопиться с усилением противоречий, позволим управляющей системе и дальше их успешно нивелировать, и первым делом сведем к минимуму саму возможность возникновения новой идеологии.
Эта задача решается путем снижения в обществе уровня способности к мышлению, что, при наличии возможности влияния на управляющую систему, легко достигается снижением качества образования, переориентации его с понимания и критического мышления на веру и послушание. Также из образования необходимо убрать идеологическую составляющую, даже в формате пропаганды, чтобы ослабить налаженный механизм формирования идеологии у отдельных индивидуумов, устранив один из компонентов формирующей идеологию среды - информационную составляющую. Попытка заменить старую информационную составляющую на новую сразу может вызвать ее конфликт с двумя другими компонентами - жизненным укладом и окружением, что, в свою очередь, приведет к появлению механизма сопротивления процессу (ибо сила действия вызывает силу противодействия).
В результате через некоторое время мы получим общество, в котором старый жизненный уклад по инерции сохраняется, однако идеология и способность к осмыслению происходящих процессов в основном отсутствуют.
Теперь, при помощи той же управляющей системы, можно начать менять жизненный уклад общества, усиливая имеющиеся противоречия, что даст нам почву для качественного внедрения и закрепления нашей идеологии. Торопиться нам некуда, поскольку возможность идеологической конкуренции мы устранили. Комплексный подход, заключающийся в постепенном введении влияющих факторов, меняющих жизненный уклад в нужную нам сторону, подкрепленный соответствующей пропагандой, впоследствии дополненной подходящей более глубокой информационной составляющей - и через два-три поколения нужная нам идеология надежно закрепляется в обществе.