Удивительно, но карьера Гая Ричи насчитывает уже 25 лет, ведь именно в 1998 году вышла его дебютная полнометражная лента "Карты, деньги, два ствола", которая сразу же стала успешной. Следующая лента "Большой куш" лишь закрепила этот успех, сделав Ричи королем криминальных комедий из жизни преступного мира. В дальнейшем Гай Ричи старался пробовать себя в самых разных жанрах и нередко ставя самые настоящие эксперименты вроде "Меча короля Артура". Однако, часто эксперименты заканчивались провалами, а Ричи приходилось возвращаться к привычному жанру, чтобы подправить свое реноме. Но похоже, что наконец-то ему удалось сделать картину, которая убедительно преподносит Гая Ричи не только как режиссера фильмов из жизни лондонских "кокни". И лента, о которой пойдет речь - это вышедшая недавно в прокат военная драма "Переводчик".
Гай Ричи уже пытался поднять свою творческую планку на излете нулевых годов: вышедшие 2 части "Шерлока Холмса" с новым переосмыслением главного героя демонстрировали инновационный подход и способность снимать большие ленты. Однако, обидные провалы "Агентов АНКЛ" и "Меча короля Артура" (последний был особенно болезненным из-за бюджета 175 миллионов долларов) чуть не похоронили карьеру режиссера. По сути, его спас Дисней и киноверсия "Алладина". Должен отметить, что в отличие от иной "канибаллизированной" мультипликационной классики, вроде новой провальной "АфроРусалочки", на "Алладине" никто сильно не накосячил. Ни Ричи, у которого персонажи не стали говорить на диалекте местных кокни в этот раз, ни студия Дисней, которая обычно считает максимально важным внести изменения в образ персонажей так, чтобы были довольны "обиженные трансгендерные негры-инвалиды из Твиттера".
"Алладин" собрал вполне заслуженный миллиард долларов сборов, а Ричи восстановил репутацию кассового режиссера. Начало 20-х годов вообще оказалось плодотворным: "Джентльмены", "Гнев человеческий", "Операция Фортуна". "Переводчик" - это новый заход режиссера в попытке выйти за рамки привычных для него жанров. Фильм был анонсирован в октябре 2021 года, хотя еще не было даже сценария. И этому предшествовали определенные события, а именно - вывод американских войск из Афганистана.
В конце августа 2021 года все соцсети и новостные порталы облетели шокирующие кадры, как при выводе войск США местные жители, кто как-либо с ними сотрудничал, цеплялись за колеса улетающих самолетов, заранее обрекая себя на гибель, т.к. понимали, что у них вариантов нет. Свыше 300 человек, кто не успел эвакуироваться, новыми властями Афганистана были приговорены к высшей мере наказания, остальные пустились в бега. Фильм Ричи выглядит как попытка извиниться за это событие, элемент пропаганды в этой работе безусловно присутствует. Однако, по сути, Ричи снял прямолинейный военный экшн с элементами драмы о чести и благородстве, который строится не только на сплошной пропаганде. Но обо всем по порядку.
Сержант Джон Кинли, проходящий службу в Афганистане в составе подразделения спецназа, проводит рейды по особым заданиям. Во время обычной проверки погибает местный переводчик. Тогда Кинли нанимает местного жителя Ахмеда Абдуллу, за которым ходит не самая лучшая слава и с ним мало кто хочет работать. Однако, Ахмед в первые дни доказывает свою ценность и способность видеть риски еще до их наступления. Проводя рейд в поисках заводов по производству боеприпасов для Талибана (запрещенная в РФ организация) (для краткости будут просто "толики"), команда Кинли натыкается на засаду, в результате чего в живых остаются только Кинли и Ахмед. Вскоре Кинли оказывается тяжело ранен, перед Ахмедом встает выбор: бросить раненого и сбежать, либо спасти его на свой страх и риск. Ахмед выбирает второй вариант, в результате чего после долгих мытарств Джона спасают. Придя в себя, Джон Кинли узнает, что его спаситель так и не получил визу и теперь вынужден вместе с семьей скрываться от объявивших награду за его голову "толиков". Кинли принимает решение спасти своего товарища и его семью, чего бы это ни стоило.
Самое удивительное, что эта схема срабатывает, не превращаясь в банальную агитку. Характер Ахмеда прописан лучше героя Джиленхаала и первый час Ахмед заслуженно выходит на первый план. В общем-то заезженный образ лысого немногословного профи с принципами превосходно может работать в 2023 году, особенно если его не играет Вин Дизель и из его уст не выходят каждые 5 минут цитаты из "пацанских" пабликов про "семью, от которой нельзя отворачиваться". Ахмед - это отличный образ сильного и принципиального мужика, который прекрасно знает свое дело и наделен представлениями о чести, долге и совести. Этот характер, воплощенный прекрасным датским актером Даром Саламом, как будто воплощение героя самурайского фильма и в то же время протагониста из боевиков 80-х. Этот персонаж полностью берет на себя первую половину фильма.
Джон Кинли, воплощенный Джейком Джиленхаалом, чем-то схож с другими героями актера, но его отношение к долгу и чести также оказывается доминирующим, а отвага, побуждающая ехать обратно на спасение своего друга, заслуживает уважения. Тут нет лишних рассуждений или вопросов соблюдения гендерных и иных квот по "повесточке", перед нами отличный олдскульный драматический экшн, где сильные герои своей волей и отвагой способны найти выход даже из самой трудной ситуации.
Фильм логически разделен на 2 части: 1-я - это спасение Кинли, 2-я - это спасение Ахмеда. Конечно, с точки зрения военного реализма к фильму можно придраться при желании, однако, он не провисает, а экшн-сцены поставлены на высоком уровне. По стилистике фильм в немалой степени похож на "Уцелевшего" Питера Берга, начиная с углов съемки при экшн-сценах, заканчивая актером Александром Людвигом, также играющим одну из ролей. Монтаж построен так, что фильм не провисает в течение всех 2 часов просмотра.
Как и упомянул ранее, пусть Джиленхаал не выдал ничего особенного нового в своей игре, свою роль отыграл на качественном уровне. Настоящей жемчужиной, конечно, является игра Дара Салама. Этот актер иракского происхождения, но почти всю жизнь проживший в Дании, у себя в стране очень популярен не только как актер кино, но и театральный лицедей, хотя и не в первый раз принимает участие в голливудских постановках (например, он снимался в "Игре престолов"), но впервые получает одну из главных ролей в фильме такого масштаба, при этом, отыгрывая по максимуму. Уверен, что его мы еще увидим в ряде блокбастеров. Его карьера наверняка будет развиваться по траектории Кристофа Вальца, который может и поздновато получил заслуженную мировую славу, но до сих пор не сбавляет оборотов.
Не могу сказать, что там есть другие впечатляющие актерские работы (того же Джонни Ли Миллера даже сложно узнать), но хочу отметить, что также сыгравший роль второго плана Энтони Старр в роли руководителя наемников смотрится вполне гармонично и показывает совсем иной образ чем то, к чему зрители привык после сериала "Пацаны".
Режиссура Гая Ричи достаточно крепкая. Пусть это не лучшая его работа, но режиссер определенно в отличной форме. И самое главное: его переход от ниши к навыку работы в любом жанре после этой картины можно считать состоявшимся.
Без ложки дегтя, конечно, тоже не обошлось: фильм понравился критикам, которые хвалили стиль режиссера и игру главных актеров, однако, зрители без энтузиазма пошли в кинотеатры. При бюджете в 55 миллионов долларов лента пока может "похвастаться" только 17 миллионами в домашнем прокате, что является достаточно серьезным провалом, особенно на фоне другого недавнего провала - "Операции Фортуна". Поэтому как повернется дальше карьера Гая Ричи - пока загадка. Возможно, он вернется на некоторое время к более привычному жанру, а возможно, что и сможет показать себя в новом свете и это принесет ему успех. Время покажет. В любом случае, "Переводчик" стоит посмотреть хотя бы один раз, если вам нравятся военные экшн-ленты вроде "Уцелевшего".
Рекомендую к прочтению обзор другой новинки, вышедшей в западном прокате одновременно с "Переводчиком":
Треш-обзор на скандальную "Русалочки" 2023 года может прочитать по этой ссылке:
Также есть треш-обзор очередного продолжения "Форсажа":
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.