Найти тему

«Надеюсь, Раневская не сердится, что я её играю...» - смеётся актриса театра и кино Ольга КИРСАНОВА-МИРОПОЛЬСКАЯ

Оглавление

За прекрасное чувство юмора Ольгу Германовну часто сравнивают с самой Раневской. Актриса родилась 24 марта 1962 года в Ленинграде в семье блокадников. Ее родители не имели никакого отношения к искусству, а любовь к нему девочке в школьную пору привил преподаватель драматического кружка. Ровно 35 лет назад, в 1988 году, началась ее творческая карьера на профессиональной сцене.

Коллаж автора. Фото из архива "7 секретов"
Коллаж автора. Фото из архива "7 секретов"

По словам актрисы, бурный роман с кинематографом произошел у нее еще в «глубокой молодости». Ей тогда посчастливилось поработать с целым рядом прославленных режиссеров советской поры.

На старте карьеры она сотрудничала с Сергеем Бондарчуком в «Красных колоколах», снималась в «Зимней вишне» у Игоря Масленникова, в «Соньке Золотой Ручке» у Виктора Мережко, а также сыграла в «Грузе 200» у Алексея Балабанова.

Просит поддержку у Раневской

Когда наступили тяжелые перестроечные времена, она занялась дубляжом. Много лет именно голос Ольги Кирсановой-Миропольской звучал в культовом сериале «Санта-Барбара».

Причем она озвучивала в нем сразу нескольких героинь - Сантану Андраде, Мэри Дюваль и Келли Кэпвелл. С тех пор ее в шутку называют «голосом Санта-Барбары».

«В молодости даже не мечтала  сыграть Раневскую!» Фото из архива "7 секретов"
«В молодости даже не мечтала сыграть Раневскую!» Фото из архива "7 секретов"

Потом она и сама стала сниматься в бесконечных сериалах, в том числе детективных - «Улица разбитых фонарей», «Хроники убойного отдела» и т.д. Многие зрители обратили на нее внимание и в комедии «ДамСовет. Офисные хроники». Поклонники особо выделяют роль Таисии Великановой в «Условном менте».

Сейчас снимается уже в четвертой части. Гостья «Кабачка» сыграла также в фильме «Судьба по книге перемен», поставленном по мотивам одноименного романа Татьяны Устиновой.

Как выяснилось, еще в детстве будущая знаменитость влюбилась в легендарную Фаину Георгиевну Раневскую, перечитав о ней, кажется, каждую книгу и пересмотрев все без исключения фильмы с ее участием.

При этом она никогда даже подумать не смела, что будет сама воплощать на сцене образ этой великой актрисы. Речь идёт об аншлаговом спектакле «Раневская. Сквозь смех и слезы».

В сериале о послевоенных годах  «Рождённая звездой» (2015) Фото из архива "7 секретов"
В сериале о послевоенных годах «Рождённая звездой» (2015) Фото из архива "7 секретов"

Ольга Германовна признается, что перед каждым выходом на сцену она непременно напрямую обращается к Раневской. «Честно говоря, я чувствую ее поддержку. Она ведет меня.

Если бы я сегодня могла о чем-то спросить Фаину Георгиевну, то поинтересовалась, не очень ли она на меня сердится за то, что я играю такую великую женщину. Надеюсь, она сказала бы "нет"», - отметила Ольга Кирсанова-Миропольская во время одной из творческих встреч со зрителями.

"Анна Достоевская. Письмо мужу" (2010) Фото из архива "7 секретов"
"Анна Достоевская. Письмо мужу" (2010) Фото из архива "7 секретов"

Ничего себе не пришивала

- О вас практически ничего нет в Интернете, хотя вы снялись в огромном количестве фильмов...

- Секрет тут в том, что я не скандалистка. А как иначе привлечь к себе внимание? Только через скандал. Однако это же тяжелый труд. Потому что придумать хороший скандал крайне сложно: все темы уже давным-давно заняты.

Чтобы о тебе писали, нужно чем-то заинтересовать аудиторию. А у меня тихая, спокойная и приличная жизнь. Есть муж, нет любовников. Представляете, как это скучно для широкой публики.

Одна артистка щеголяет новыми зубами потрясающей белизны, другая рассказывает о своих бесконечных пластических операциях. Я же себе ничего не пришивала и никого не отшивала. На сцене тоже веду себя прилично. Я же не Филипп Киркоров. Но, может, оно и лучшему...

В криминальном сериале  «Предатель» (2012) Фото из архива "7 секретов"
В криминальном сериале «Предатель» (2012) Фото из архива "7 секретов"

- О чем сейчас больше всего думаете?

- О погоде! Мы живем за городом. В этом году лето наступило еще в мае. Причем совершенно неожиданно. Я недавно смотрели свои старые фото. Снег лежал еще в середине мая.

Скажем, в 2017 году им был покрыт весь участок. Ни о каких посадках и речи не было. А нынешним маем я уже вовсю копалась. Анютины глазки и прочие цветы давно уже радуют глаз.

Так что сегодня мой день начинается с того, что я иду на наш домашний огород, чтобы открыть форточку в парнике. Проверяю растения. Разговариваю с ними, чтобы они лучше росли.

Потом кормлю животных. У нас четыре приблудных кошечки и один песик с помойки. Все они абсолютно разные по характеру. Одна кошечка выполняет роль охранника. Сразу бросается на любого постороннего. Я ее прошу вести себя прилично, а она наоборот тотчас хватает. Может запросто повиснуть на штанине или на колготках.

«Я счастлива с мужем, поэтому обо мне так мало  пишут. Журналистам нужны скандалы!» Фото из архива "7 секретов"
«Я счастлива с мужем, поэтому обо мне так мало пишут. Журналистам нужны скандалы!» Фото из архива "7 секретов"

Еще одну кошечку притащил приятель, которого она укусила. «Забери ее, иначе я вынесу ее на остановку и уеду», - взмолился он. Конечно, я такого допустить не могла, и теперь она живет у меня на голове.

Есть еще один совершенный неликвид. Вроде бы это вислоухая шотландская кошечка, но шерсть у нее на носу и в других местах растет не в ту сторону, да и проблемы с ушами, а также с хвостом.

Последний слишком короткий. Понятное дело, все это не подходит для выставок. Но для нас подходит. В любом случае все наши животные — совершенно очаровательные создания.

А собачку я принесла 1 июня, в День защиты детей. Смотрю: сидит «дитё». Отмыла его как следует, причесала. Оказывается, собачка! И вот уже 14 лет это «дитё» счастливо правит нашим домом и строит кошек.

Сериал "Личные обстоятельства" (2012). Фото из архива "7 секретов"
Сериал "Личные обстоятельства" (2012). Фото из архива "7 секретов"

Потерянное поколение

- Вы с таким умилением рассказывает о том, как поживаете. Когда же вы работаете?

- Когда нужно. К счастью, я не состою в штате какого-нибудь театра. Так что привожу себя в порядок только в случае крайней необходимости. Перед спектаклем или когда надо на съемки. Но это же не каждый день. Так что охотно иду на свой огород утром, днем, да и вечером.

- Обычно актеры как раз мечтают попасть в штат театра...

- Я из того потерянное поколения, которое пролетело над театром со свистом. Имеются в виду те, кто окончил институт в 80-х. Неожиданно все мы уткнулись в перестройку. А тут и Советский Союз развалился. Мы стали никому не нужны. Впрочем, как и сами театры.

С личным «охранником».  Шуточное селфи
С личным «охранником». Шуточное селфи

В огромном зале можно было увидеть считанное количество зрителей, потому что обществу было не до искусства. С другой стороны, актерам нужно было как-то выживать. Какой тут к черту театр, если семья голодная.

И такое ощущение было не только у меня. С моего курса в профессии осталось человек пять. А выпускалось тридцать два. Остальные разбрелись кто куда. Да, кое-кто пристроился в театр...

- Повезло?

- Как сказать. Ведь в эти же театры пришли так называемые прогрессивные режиссеры, для которых в каждом спектакле на сцене должен стоять унитаз. Иначе не будет новаторства. Когда я такое вижу, то говорю себе: «Слава богу, что не пошла работать в театр!»

Зачем мне такой театр? Они вообще понимают, что делают? Мне хочется, чтобы меня хватали за горло, за сердце, за душу, а не давили на психику унитазом... Да простят меня коллеги, но я крайне редко получаю удовольствие от просмотра спектакля.

В основном все идет на потребу зрителей. Перестал звучать красивый русский язык. Речь у героев страшно замусоренная. Все жутко испорчено. Сплошные жаргонизмы. Причем этим еще и гордятся. Ведь так современно!

Афиша аншлаговой постановки. Фото из архива "7 секретов"
Афиша аншлаговой постановки. Фото из архива "7 секретов"

Театральная школа погибла

- Кто виноват? Зритель?

- Нет. Так называемые деятели искусства. Помню, как Ян Арлазоров выходил на сцену и обращался в зал: «Эй, ты, мужик!» В зале все оглядывались в поисках мужика.

Никому не хотелось быть мужиком. И тогда Ян Арлазоров тыкал в любого и говорил: «Я к тебе, мужик, обращаюсь!» Тем самым он разрушал грань между артистом и залом, а если брать выше, то между театром и зрителем. Исчезло волшебство, исчез трепет.

В итоге театральная школа погибла. Ее попросту изувечили. А у нас была великая театральная школа. Но сегодня со сцены уже никого не учат. В театре говорят точно так же, как в любой подворотне.

Вот и получается, что вокруг все мужики. И в театре, за его пределами. Нет никакой разницы. Так зачем ходить в театр, если там то же самое, что и на улице?

Чего уж тут удивляться, что сейчас все стали выражаться, как Ян Арлазоров. Иначе ведь нельзя. Скажут, что ты — отстой. Недаром Никита Сергеевич Михалков говорит, что пора возрождать русский язык.

Я с ним полностью согласна. Потому что нормального русского языка практически не осталось. Он стал редкостью.

Тем не менее где-то в глубине я все же верю, что не все потеряно. Маятник непременно качнется в другую сторону. А значит, появятся и культурные сценаристы, и образованные режиссеры.

В комедии «ДамСовет.  Офисные хроники» (2010) Фото из архива "7 секретов"
В комедии «ДамСовет. Офисные хроники» (2010) Фото из архива "7 секретов"

«Санта-Барбаре» спасла от голодной смерти

- Вы упомянули тяжелые перестроечные годы. Кино вас тогда не спасало?

- Какое кино? Предлагали такие сценарии, что я была в ужасе. Сплошной разврат. Одни голые девки. Без них нельзя было. Читаешь и говоришь себе, что тебе, Оля, в таком кошмаре сниматься точно не стоит.

Это же позорище. Прежде всего творческое. У тебя же за плечами профессиональное образование. Я просто не могла так низко опуститься. Слава богу, попала на озвучание.

Очень много работала на дубляже. К счастью, в ту пору нас завалили бразильскими и прочими сериалами. Ну и конечно, особая моя благодарность «Санте-Барбаре», которая спасла меня от голодной смерти.

В образе легендарной актрисы  в спектакле «Раневская: сквозь смех и слёзы». Фото из архива "7 секретов"
В образе легендарной актрисы в спектакле «Раневская: сквозь смех и слёзы». Фото из архива "7 секретов"

- Получается, вы первой могли все смотреть. Повезло!

- Да что вы. Я ничего не смотрела. Не до этого было. Нам давали листочки и говорили, что именно мы должны были произнести. Вот мы и бубнили перед экранами. Сегодня я точно ничего не помню.

Ни одной сюжетной линии. Да и зачем мне это? Да, там были страсти, любовь, несчастье, горе и все прочее, что положено. А пошлых голых баб там точно не было. Не тот жанр.

- Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с Раневской?

- Я порой и сама чувствую себя Фаиной Георгиевной. Спектакль очень живой. Я все время меняюсь. Играю каждый раз как-то иначе. Не скрою, радуюсь, когда слышу, что все больше становлюсь похожа на Раневскую.

Я фаталистка, верю в судьбу. Наверное, это какое-то провидение, что я получила эту роль. Попала в проект совершенно случайно. Абсолютно ничто не предвещало. А уже пролетело семь лет.

В образе Раневской. Сцена из спектакля. Фото из архива "7 секретов"
В образе Раневской. Сцена из спектакля. Фото из архива "7 секретов"

Всего мы сыграли 267 раз по всей стране и за рубежом. Летом у нас 14 спектаклей. География широченная: Казахстан, Армения, Поволжье, Юг и средняя полоса России, Урал. Летаем без конца и без краю.

Зрители очень тепло нас встречают. А как живо они реагируют на реплики Раневской. Многое, что приписывают Фаине Георгиевне, она не говорила, но люди верят, что это она сказала. Ну и пусть.

В спектакле есть даже такая фраза: «Больше всего я боюсь, что после смерти начнут выпускать дешевые книжонки с цитатами, которые я не говорила». Так и получилось. Очень многие анекдоты приписывают Раневской.

Я внимательно изучала ее биографию. Она их точно не рассказывала. Но каждая яркая и значимая историческая фигура обрастает легендами, слухами, домыслами, сплетнями. Как камень камешками... - улыбнулась Ольга Германовна.

- Желаем творческих успехов!

Читайте другие материалы автора о кино:

О кино и актерах
О кино и актерах

«Это наша песня любви к Тарковскому!» - говорит Николай БУРЛЯЕВ о новом фильме «Боже! Чувствую приближение твоё!"

Новый проект Сергея СВЕТЛАКОВА

«Об инопланетянах - ни слова!» - улыбнулась Юлия ПЕРЕСИЛЬД, главная героиня "Вызова"

"Шаляпин": вышел сериал о великом русском басе

Вселенная Кира Булычева: его книги скрывают немало тайн

Андрею Соколову приятно, когда его называют секс-символом

Рига в роли Москвы: как в Латвии снимали российское кино

Агата Муцениеце, Павел Прилучный в Риге: как латышская школа превратилась в московский загс

Роль Риги в жизни Высоцкого

Русские вороны клевали французов в английском фильме

Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями

"Ригу я так и не увидел", - посетовал актёр Театра на Таганке