впечатления о книге Чака Паланика “Уцелевший”
Чак Паланик, по обыкновению, выдает залихватский текст; такой бодрый и скоротечный, что и выдохнуть некогда. ведь главный герой вещает нам о своей жизни прямо из кабины самолета, который вот-вот должен упасть. он -“уцелевший”, но он точно труп. осталось одно: надо успеть всё рассказать; а нам понять, как летящий к своей смерти человек может быть таким самонадеянным. наконец, как так у него сложилось, что не приняв в своей жизни ни одного самостоятельного осмысленного решения, он взял на себя смелость подталкивать людей к последней черте, убивал и был причиной убийства?!
и ещё, как говоря о некой “церковной” доктрине (пусть и вредоносной, сектантской), но опирающейся на Ветхий завет, можно не иметь никакого, ну, ни малейшего представления о добре и зле?! как организация именующая себя “церковь истинной веры” могла воспитать столь бездушного субъекта, что его действия нельзя отнести даже на богоборчество? да, в книге есть зачатки того, что можно списать на духовные потуги главного героя… но Паланик не Достоевский чтобы открывать нам бездны духа; здесь это шокирующие вспышки звериного в человеке. “герой” даже страданиями своими не может возвысится, потому что они тупо - не осмыслены. от того люди здесь гибнут в молчаливой жестокости, как на бойне. а вместо покаяния - “психолог”, такой же заблудший как и пациент, такой же никчемный и слабый, такая же жертва. пожалуй, это тянет на клиническую картину общества, которое забыло про смысл христианских заповедей, община в которой семейные ценности меняются на деньги для скупки общинных земель. это похоже на раковую опухоль, отсюда и неизбежный конец - гибель всей общины. хотел ли Паланик обличить общество или погнался за остросюжетностью, но рассказ не получился достоверным, в нем не хватает цельности, в нем не хватает реальной идеи. вместо неё выдумка, вернее хитроумный подлог: сей храм лжи построен на допущении, что некая особа способна знать будущее… бескомпромиссно, без вариантов, с точностью до секунды всё -всё, что будет происходить. скромно замечу, что пока, всё чему научилось человечество в плане предиктивных предсказаний - что они имеют вероятностную природу, инвариантны… то есть не точны (здесь любой духовный практик, вне зависимости от вероисповедания и конфессии, сразу почует, что речь идет о Воле, той Воле, что надличностна, даже если и проявляется в делах человеческих).
кроме того, в глаза бросаются допущения, притязающее быть художественным вымыслом, но по факту являющияся несущим колонными злого вымысла: не может существовать церкви без морального кодекса, заложенного в её доктрине (Заповеди, Нагорная проповедь, Яма и Нияма и так далее), который призван регулировать отношения в группе, социуме, гуманизируя его; наличие детских травм не освобождает от ответственности за свои поступки (в том числе и уголовной), доведение до самоубийства другого, по факту, - убийство; диссоциативные расстройства психики, в том числе случай шизофрении, описанный Палаником, отнюдь не приближают человека к Богу (смехотворно предположение, что дают себя им почувствовать), напротив, лишь способствуют распаду личности и моральному разложению (надо заметить здесь весьма неприглядному); и, пожалуй, главный довод , от начала и до конца всё в этой истории пропитано бессмысленностью (особенно алчность старейшин “церкви истинной веры”), что и придает ей зловонный аромат разложения.
в общем текст можно назвать неординарным, но далеко не забавным. точнее это творение можно описать как чистый яд.
не берусь судить ставил ли себе Чак Паланик целью вытравление всего гуманного и очернения духовного. но, как всегда, когда некто долго, с подробностями, не снижая эмоционального накала, брызгая слюной, рассказывает о том, как он разочаровался в человечестве, о том какие люди плохие, греховные, ничтожные в своих помыслах, он обычно живописует разочарование в себе самом. оно и понятно, когда ты зол, раздосадован и, кажется, всё происходящее делается лишь тебе назло, скорее всего ты просто сдался. понял (не головой, сердцем), что не справился, уступил жизненным обстоятельствам, сошел с пути, потерялся в бесконечно рефлексии своих травм, жалости к себе, обвинения всего человечества в них и… просто не знаешь что дальше… дальше, конечно, катастрофа.
может Чак Паланик, именно это отвращение перед злом материализма и хотел нам привить, накормив отравой до тошноты (как в “Заводном апельсине” главного героя-злодея заставляли смотреть на ужасы насилия)… но моё дело предупредить: читать это вас никто не заставляет.