Найти в Дзене

Любовный роман: три вопроса

Оглавление

Отвечает автор Литрес, победительница премии «Электронная буква» Алиса Лунина

Принимайте участие в марафоне «роман за лето» и попробуйте написать книгу до 31 августа! Вступайте в специальный телеграм-чат марафона

Как сделать так, чтобы романтические отношения героев зацепили читателя?

Я думаю, что в книгах вообще, а особенно в женских романах, читателю очень важно «подключиться» к главной героине. Испытывать эмпатию, сопереживать ей. И если уж не видеть в главной героине себя, то хотя бы свою подругу, сестру. А для этого нужно, чтобы главная героиня была читателю, как минимум, симпатична. Согласитесь: куда легче сочувствовать и соотносить себя с Джейн Эйр, чем с Бекки Шарп. За похождениями последней следить интересно, но вряд ли вы будете ей сопереживать. А все-таки романтическая, сентиментальная литература вся построена на эмоциях.

Знаете, однажды одна известная киноредактор — легенда отечественной киношколы — сказала гениальную фразу, которая до сих пор помогает мне прорисовывать образы героинь. «Я хочу читать про таких женщин, с которыми я бы хотела встретить вместе Новый год!» Мне тоже интересно читать про умных, благородных персонажей, к которым я, априори, испытываю симпатию. С которыми я бы хотела дружить, приглашать к себе в дом.

Героиня

Не надо переслащивать и делать из героини рахат-лукумную девушку. Главное в книгах, любых, не обязательно сентиментального жанра, избегать «пластмассы». Пусть ваши герои будут живыми, объемными. А коль скоро живым людям присущи недостатки, вполне естественно, что и у вашей главной героини они будут. Но не в том количестве, чтобы вызывать раздражения у читателей.

Например, ваша главная героиня — пошлая, нагловатая особа, прущая напролом к своему «счастью» по черепам соперниц. Ее жизненный девиз «мне чужого не надо, но свое я возьму, чье бы оно ни было!». Это, согласитесь, явный перебор! Искренность, честность, альтруизм — не пустые понятия, мы ценим эти качества и в окружающих людях, и в литературных персонажах. Мы сочувствуем доброй Золушке в ее разных книжных и киновоплощениях, а какая-нибудь Круэлла Де Виль — фу так делать! — нашего сочувствия не дождется.

Кроме того, читателям важно, чтобы главной героине блага от мироздания и принцы на белых конях-мерседесах все-таки доставались не просто так, а за благовидные поступки, за некую активность. Та же Золушка ведь была — и в ее случае у нас к мирозданию нет вопросов! — достойна принца. И спящая красавица, прежде чем заснуть, была хорошей девушкой. Мы об этом знаем. Обе барышни, скажем так, с нашей точки зрения заслужили своих принцев.

Герой

Если главной героине мы, в крайнем случае, еще готовы простить бездеятельность, то в роли героя мы хотим видеть настоящего мужика: сильного, смелого, ответственного. Такого, кто на раз порешает все проблемы героини, и благодаря которому у нее в жизни проблем, в принципе, больше никогда не будет. Ретт Батлер, Артур Грей, мистер Рочестер и мистер Дарси, Владимир Дубровский – архетип идеального мужчины в понимании женщины.

Главный герой-любовник в сентиментальном романе по определению активен, он весь — глагол и действие. Он способен и планету спасти, если понадобится, и жизнь отдельной женщины изменить к лучшему.

При этом совсем не обязательно, чтобы он был таким красавчиком, как милашка Джон Сноу, или гипертрофированным героем на грани комиксов типа Бэтмена. Пусть это будет обычный парень с соседней улицы, с вашего курса. Главное показать читателям, что он — цельный, сильный, ответственный, и именно за это достоин любви и читательниц и главной героини.

Читатели не будут испытывать эмоций, если вы не заставите их переживать. А заставить переживать можно только «оживив» героев. Представьте их —думайте о них, как о живых людях, поселите рядом с собой.

Вот ваша главная героиня — как она причесывает волосы? Какие книги и сериалы любит? Какие у нее отношения с родителями? А с лучшей подругой? Какую музыку она слушает и какими духами пользуется? Что она любит и что ненавидит? Шаманьте – вызывайте ваших персонажей к жизни! Читатели не прощают схематичности, шаблонности, пластмассы в книгах. Пусть будет больше яркости, нетривиальности, жизни, как она есть.

Каких типичных писательских ошибок нужно остерегаться, если решаешь писать любовный роман?

Классическая схема любовного романа — положительная героиня, с которой читатель может себя идентифицировать, встречает мужчину не только своей мечты, но и «мечты» любой женщин. Кто-то скажет, что это спорный вопрос, но, думаю, большинству из нас нравится мистер Дарси или Андрей Болконский, так что о каких-то общих идеалах говорить уместно. Однако в истории героев есть некий конфликт, который мешает им стать счастливыми сразу. В романтической книге счастье должно быть выстрадано, то есть персонажи должны пройти определенный путь.

Представьте, что Джен Эйр встретила своего мистера Рочестера, и они тут же благополучно поженились. На этом все. Кого бы заинтересовала такая история? И живи они хоть сто лет «вместе и счастливо, и «умри в один день», нам бы не было до них никакого дела. Но в действительности, читая этот прекрасный роман, мы переживаем за героев — плачем, радуемся, испытываем всю гамму эмоций. Почему? Потому что для любви Джейн и Эдварда есть препятствия! Шарлотта Бронте благоразумно поселила на чердак сумасшедшую миссис Рочестер, тем самым создав для Джейн и Эдварда «препятствия неодолимой силы».

В любой книге важен конфликт! И ваша задача, как автора, создать его. Это может быть как внешний конфликт (в романе «Джейн Эйр» — безумная жена на чердаке), или внутренний конфликт (сомнения честолюбивой Джейн, не желающей идти против своих этических взглядов).

В великом романе Бронте мы видим и внутренние и внешние конфликты, обрекающие главных героев на разлуку. И чтобы наши герои в финале могли воссоединиться, им нужно пройти большой путь – через испытания. И этот путь мы, читатели, проходим вместе с любимыми героями.

Так что очевидная ошибка писателя сентиментального романа с хэппи-эндом — «осчастливить» своих героев сразу, не дав их отношениям расти, развиваться, тем самым лишив читателей возможности сопереживать героям. Добавьте какие-то препятствия, внешние конфликты, усложняющие возможность счастливого финала.

Если же в вашем романе нет ни намека на хэппи-энд — вы должны обосновать, почему герой (героиня) пришел к такому финалу, добавить в повествование объем, драму, психологизм, тут уже без внутреннего конфликта героев вовсе не обойтись. Отличный пример — роман «Великий Гэтсби» Фицджеральда.

Как лучше: показывать читателю развитие отношений от начала до конца, или погружать «с середины» этих отношений?

Полная «включенность» читателя в историю происходит лишь тогда, когда он наблюдает за развитием романтических отношений с начала и до конца. Показывая зарождение чувств (возможно даже с предысторией), их развитие, вы, как автор, сможете добиться больших эмоций со стороны читателей.

Чем вообще хороший роман отличается от плохого? В плохом ваши герои не меняются к финалу. Они не перерастают себя, в то время как в хорошем романе, полном психологизма и глубины, мы наблюдаем внутреннюю трансформацию героев, их усложнение, развитие. К финалу они не равны себе в отправной точке событий. Также в хорошем любовном романе автор может показать нам развитие и самих любовных отношений, их усложнение. Например, отношения, начавшиеся с неприязни, перерастают в симпатию, простая интрижка в глубокие, подлинные чувства и т. д.

Самая главная задача автора сентиментальной литературы — высекать из читателей эмоции — cлезы, смех, эмпатию, сочувствие. Все, кроме равнодушия!