…Мы расстались с бронзовыми таксами и двинулись дальше.
…Вот проходим Кувшинниковский пруд. Тоже пригодится для фотоархива.
***
На снимке ниже: слева – тыльная сторона флигеля-кухни, справа – угол тыльной стороны «господского» дома… вернее, дома Чехова. Но до Чехова-то он всё равно был господским! В XVIII и до середины XIX века в Мелихово были усадьбы помещиков Наумовых и Чуфаровских. Но жизнь брала своё и владения вокруг пошли по рукам!
***
Вот дом Чехова и пруд перед домом с названием «Аквариум» (Чехов был любителем давать оригинальные названия различным уголкам своего имения: само Мелихово называлось «герцогством»... кстати, таксы, о которых я уже написал тоже имели забавные имена-отчества).
…То, что рассказала экскурсовод и что есть в аудиогиде. Экскурсовод, правда, рассказывала намного сочнее, богаче и… детальнее:
«…Когда Чехов впервые увидел дом, то описал его в письме к Алексею Сергеевичу Киселеву: “Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и прочее, но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом – пожаром; все же остальное не берет их”.
Тогда Чеховы тут же взялись за работу: чистили, красили, убирали, за три недели привели дом в порядок. Антон Павлович тут же сообщил своим корреспондентам: “Станция Лопасня Московско-Курской дороги. Это мой новый адрес… Намотайте его себе на ус”. Тут же понеслось огромное количество писем с приглашениями в Мелихово…»
Пруд «Аквариум» был вырыт при писателе. Чехов собственноручно запускал карасей, окуней и линей, которых Чехов закупал и привозил сюда в каких-то жестяных баночках (со слов экскурсовода). Чехов шутил, что теперь он может ловить рыбу, забрасывая удочку из окна своей спальни.
Пруд действительно чем-то напоминает аквариум (аудиогиды говорят, что «своими размерами»).
…Изначально он предполагался для купания, но, как я понял, как-то не сложилось: гости писателя куражились и в воду не лезть отказывались…
***
На снимке ниже опять виден флигель-кухня – к ней мы ещё вернёмся и даже внутрь неё войдём…
Какая лепота вокруг! На видео всё выглядит сочнее
***
...Отражение...
***
Супруга. Я без неё – как без рук. А она без снимков на фоне разного рода красот – как без воды: и ни туды, и ни сюды!
***
Эти деревья (тополя?) должны были спилить. Они чем-то заболели и как будто высохли. Вывод специалистов, приехавших специально для оценки состояния деревьев, был однозначен: спилить! Но потом про них забыли… Деревья постояли сезон и вдруг по весне зазеленели (со слов экскурсовода).
***
…Девицы-однокашницы внимательно слушают экскурсовода…
Так и хочется написать «раскрыв рты», но на фото видно, что рты у всех закрыты. Вот если бы не было снимка, то можно было бы!
***
Таня Краснова (слева) и экскурсовод (справа).
***
…Когда на снимке пустынно, то даже и лучше… Вернее, конечно, в сто раз хуже, но всё равно лучше…
***
Когда создавался пруд, выкапываемую землю складывали/складировали рядом, и постепенно она образовала горку. Позже на горке поставили скамейку, где очень любил сиживать, когда приезжал в гости к Чехову, художник Исаак Левитан.
В отношениях друзей Чехова и Левитана была одна очень крупная ссора. После публикации чеховского рассказа «Попрыгунья» разразился грандиозный скандал. Люди любят позубоскалить: героев рассказа публика отождествила с Левитаном и его возлюбленной, замужней дамой Софьей Кувшинниковой. В общем, это было правдой (образ в неё и списывался). Вся московская богема обсуждала сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать друга на дуэль, но его отговорили. На несколько лет всякое общение Левитана и Чехова прервалось. Однако всё течёт – всё изменяется. Левитан был знаменит и его любили женщины, он их тоже обожал. У него появилась новая пассия, старые конфликты были забыты, ушли в небытие.
…В конце концов именно в Мелихово состоялось примирение великого писателя и великого художника.
…На снимке ниже – горка Левитана (она так и называется)… Горка на горку уже совсем не похожа – «уселась»… Скорее бугорок.
***
…Идём дальше…
Торец дома Чехова. Веранда/терраса…
При жизни писателя гости вечерами рассаживались на ней и вокруг неё в плетеные кресла и на скамейки.
***
...Не обратить внимания на это дерево было невозможно. Таня Краснова перед ним и на нём долго позировала. Уверен, что снимки получились прекрасными. Жаль, что фотографировал не я: летописцу МГУ-шной группы она не доверилась...
***
Ступаем на так называемую «Аллею любви». Она ведёт полукругом до бани. Но сейчас мы дойдём только до клёна со скворечником, вернёмся чуть обратно, чтобы выйти к фасаду дома…
…Аллея любви… То ли её начало, то ли конец…
Продолжение следует.