Найти тему
Радио Шотландия

Томас Рифмач, или Честный Томас и королева Эльфландии

#сказки #шотландия #эльфы #королева #баллады #легенды

Дело было в Шотландии. Однажды благородный Томас Лирмонт по прозвищу Рифмач, он не на шутку увлекался поэзией, лежал под цветущим боярышником. Это дерево в Шотландии называют - Mayflower, Майский цвет. Боярышнику приписывают волшебные свойства. Говорят, что такие деревья растят эльфы у себя в стране.

Томас Рифмач
Томас Рифмач

Томас что-то сочинял – возможно, ту самую прекрасную балладу о Тристане и Изольде и их пылкой печальной любви. Он совсем было погрузился в стихи, декламируя их нараспев, как вдруг яркий свет ослепил его.

Из облака света выехала прекрасная всадница – травянисто-зеленая шелковая юбка струилась вдоль ее ног, а на плечи была накинута бархатная мантия. В гриву ее белоснежного коня было вплетено множество серебряных колокольцев.

Томас Рифмач и королева эльфов
Томас Рифмач и королева эльфов

– Приветствую тебя, Царица Небесная! – воскликнул Томас. Он решил, что это сама Дева Мария спустилась к нему с небес. – Никогда я не видел никого более прекрасного, чем ты.

– О нет-нет, Томас. Царица Небесная - это слишком громкое имя для меня, а я всего лишь королева Эльфландии, что пришла навестить тебя и послушать твои стихи, – сказала королева и расположилась рядом под деревом.

– Хорошо, послушай, только за это я тебя поцелую ! - Он был так очарован королевой эльфов, что не дожидаясь ответа, поцеловал ее прямо в красные как роза губы.

– Ни один смертный не смеет меня целовать! Теперь тебе придется уйти со мной и служить мне ровно семь лет, – воскликнула королева Эльфов, усадила Томаса на спину молочно-белого скакуна позади себя и тронула узду. И поскакали они быстрее ветра.

Так мчались королева эльфов и Томас Рифмач, пока не достигли края света и не оказались у пустынных земель.

– Видишь эти три дороги? – показала королева Эльфов. – Первая, вся заросшая шиповником и колючками, узкая и опасная тропка, это дорога праведников, ею мало кто интересуется. Вторая тропа – широкая, торная, на ней полно услад и удовольствий. Некоторые считают ее дорогой на небеса, но на деле все наоборот – она ведет в ад. А вот третья совсем незаметная тропка – она ведет в королевство Эльфов, по ней мы и будем пробираться сегодня ночью. Только придержи язык за зубами – если ты скажешь хоть слово по пути, то заблудишься здесь навеки.

Королева эльфов и Томас
Королева эльфов и Томас

И поскакали они по дороге в полной тьме, не видя ни луны, ни солнца, и погружался их конь по грудь в красные воды, как будто кровь всего мира текла здесь вместо рек. Ни слова не произнес Томас за весь путь, только слушал далекий рокот моря.

Как только прибыли они в Эльфландию, королева Эльфов привела Томаса на лужайку и подвела к яблоне, покрытой спелыми плодами.

– Отведай яблоко, – велела королева, – Это будет мой подарок тебе. С этих пор все твои слова станут правдивыми.

– Но я хочу, чтоб мой язык принадлежал мне! Так я не смогу ни продавать, ни покупать, ни попросить милости у принца или прекрасной леди – сказал Томас.

– Молчи! И не смей мне перечить, – вскрикнула королева Эльфов.

С тех пор, как Томас откусил от волшебного яблока, он не произнес ни с слова лжи. А если он говорил о событиях, что еще не наступили – то его слова сбывались в точности. Но это было позже, а сейчас эльфы переодели Томаса в зеленые шелковые одежды, и семь лет люди о нем не слыхали ровным счетом ничего.

Королева эльфов
Королева эльфов

Ровно через семь лет Томас Л'ирмонт очнулся под тем же цветущим Майским деревом, как будто и не было семилетней службы у королевы Эльфов. Остались при нём только зеленые туфли, сладкозвучная арфа, которую он выиграл на битве менестрелей в Эльфландии, да дар пророчества.

Шли годы. По всему свету стал известен Томас Рифмач, только называли его теперь Честный Томас – ни слова неправды не вылетало из его уст, только пророчества. Предсказывал он и великие битвы, и смерть королей, и их рождение.

И писал он стихи и баллады – столь прекрасные и сложные, что ни один менестрель не мог в точности повторить их, чтоб не упустить их достоинств. Множество прекрасных дам и рыцарей высокой славы собиралось в фамильном замке Л'ирмонтов в Эрсильдауне, чтобы слушать чудесные стихи под звуки волшебной эльфийской арфы.

Все сказки, все истории имеют свой конец. Наступил момент, когда Томас закончил свое знаменитое сочинение - положил на музыку стихотворное сказание о короле Артуре, подвигах благородных рыцарей Круглого стола, а также о паре вечных влюбленных - Тристане и Изольде. О том, как они жили, любили друг друга, не смотря на все препоны, и как горькая смерть разлучила их навеки.

Томас собрал великий пир, взял в руки волшебную эльфийскую арфу и начал петь. И пел он до самой глубокой ночи. Когда песня закончилась, все дамы и рыцари затаили дыхание, прислушиваясь, как длится и умирает, растворяясь в воздухе, звук последней ноты.

Честный Томас
Честный Томас

Гости в тишине разошлись по своим покоям. Вышла луна, густой ночной туман окутал башни замка...

И тогда в свете луны у ворот замка появилась другая пара – олень и лань, оба чистого белого цвета. Охрана разбудила хозяина, чтобы он мог видеть такое чудо.

– Мое время пришло! - Воскликнул Честный Томас и пошел за оленями прочь, с печалью оглядываясь на стены замка своих предков, как будто некая неведомая сила влекла его за собой.

Как ни пытались охранники и оруженосцы вернуть оленей и Томаса, ничего не вышло. Ни один самый быстрый всадник не смог догнать их. Больше Томаса Рифмача никто не видел, по крайней мере, в нашем мире. Говорят, это королева Эльфландии прислала за ним своих слуг, соскучившись по музыке и поэзии в своих чертогах.

-6