Приветствуем вас, друзья!
Сегодня вновь займемся новостными данными! Читаем, друзья!
ФАС: строительство дорог в России картелизировано, в закупках от 1 млрд рублей нет конкуренции
На сессии Форума дорожных инициатив Ольга Горбачева, начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, заявила, что конкуренция в секторе дорожного строительства ощутима только при розыгрыше относительно небольших контрактов до 100 млн рублей. Однако, если речь идет о договорах на 1 млрд рублей, то конкуренции не наблюдается. По словам Горбачевой, это подтверждается тем, что все исполнители крупных инфраструктурных проектов знают друг друга, и ФАС России имеет тоже своих знакомых. В итоге, вопрос о конкуренции на рынке дорожного хозяйства является очень простым – ее просто нет.
Центральный аппарат контролирует все закупки, превышающие 1 млрд рублей. Хотя мы бы хотели что-то изменить в этом отношении, на данный момент основной задачей правительства является быстрая реализация инфраструктурных проектов. Однако конкуренция в строительном секторе оставляет желать лучшего - в среднем на конкурс поступает меньше двух заявок. Тем не менее, по оценкам ФАС, качество управления в дорожном строительстве выше, чем в секторе создания объектов капстроительства.
Горбачева на форуме представила презентацию, по которой в 2022 году в рамках 44-ФЗ были размещены 35,69 тыс. дорожных закупок суммарной начальной стоимостью 2,475 трлн руб. Это на 2,9% меньше, чем в предыдущем году. Среднее число заявок на одну закупку снизилось с 2,39 до 1,83. Количество рассмотренных ФАС жалоб почти вдвое уменьшилось. Горбачева отметила, что объем денежных средств, размещенных в рамках госзакупок, значительно выше, а количество закупок ниже. Это свидетельствует о том, что объем закупок на одну закупку был выше.
Глава управления ФАС отметила существенное снижение количества заявок на конкурентные закупки, поскольку правительство и субъекты РФ могут напрямую обращаться к единственным поставщикам
В 2021 году было 2,4 заявки на одну закупку, в то время как в 2022 году этот показатель составил 1,8.
Она также напомнила, что в прошлом году дороги были выделены в особый вид объектов капстроительства согласно 44-ФЗ, чтобы задействовать только компании, специализирующиеся на дорожном строительстве. Это привело к сокращению количества участников и жалоб на такие закупки.
Глава управления ФАС отметила, что рынок строительной сферы в РФ растет как по суммарному объему, так и по количеству участников. Однако, это наблюдается только на маленьких закупках до 100 млн рублей, так как на более крупных закупках действительно нет конкуренции. По оценкам ФАС, дорожная сфера является самой картелизированной. Глава управления посоветовала изучить историю картелей, которую ФАС регулярно публикует на своих сайтах, чтобы избежать ошибок. Она привела пример Челябинской области, где были размещены закупки на содержание дорог всей области на 12 млрд рублей одним лотом.
Антикартельные прецеденты
КС РФ принял следующие два постановления, прояснив вопросы о картельных иммунитетах и толковании понятия «доход». Изучим основные выводы.
Выраженные в постановлениях от 30.03.2023 № 12-П и от 19.04.2023 № 19-П позиции КС РФ:
В судебной практике были выявлены длительные противоречия в использовании картельных иммунитетов, которые были устранены. Это подчеркивает неприемлемость расширительного толкования положений Закона о защите конкуренции.
Кроме того, был разрешен вопрос о том, как определять размер дохода в статье 178 УК РФ.
Решение Самарского УФАС о нарушении закона о защите конкуренции компаниями "Специализированный застройщик „Кошелев-проект Самара“" и "Кошелев-проект" устраняет ограничение конкуренции на торгах.
Запрещены соглашения, ограничивающие конкуренцию на торгах, кроме случаев, когда компании находятся под контролем одного лица или из одной группы. Компании, имеющие общего бенефициара и единоличного исполнительного органа, считают, что закон о защите конкуренции на них не распространяется.
Суды не выявили подконтрольности между хозсубъектами и не применили к ним картельные иммунитеты. КС РФ рассматривает вопрос о расширительном толковании закона о конкуренции, которое может нарушить запрет на картельные соглашения. Контроль может помешать антимонопольному регулированию.
Законодатель должен требовать контроля на торгах для прозрачности. Суды не должны расширительно толковать критерий фактического контроля. Суд подтверждает выводы антимонопольного органа и отказ от контроля может вести к картельному иммунитету.
Жалоба на гражданина Шатило подтвердила его вину в создании картеля. Он нарушил ст. 178 УК РФ, заключив противоправное соглашение для победы в аукционе.
Суд признал гражданина виновным в покушении на ограничение конкуренции. КС РФ проверила УК РФ на конституционность. Статья 178 УК РФ понимает "доход" как цену контракта без расходов. Расходы не учитываются при приготовлении к преступлению. При заключении контрактов цена - доход. Квалификация преступления без учета расходов и признаков картельного сговора - противоречит УК РФ и конституционным принципам.
Рассматривается закрепление термина "доход" на законодательном уровне и запрет на уменьшение цены контракта из-за расходов.
Эксперт - Елена Соколовская.
Подписывайся на нас, чтобы ничего не пропустить из сферы госзакупок! А также подписывайся на наши социальные сети, чтобы получать больше полезного контента!
ВКонтакте: https://vk.com/goszakupkipro
Telegram: https://t.me/ed2btrading
TenChat: https://tenchat.ru/progoszakupki
Читайте другие мои статьи: