Найти тему

От школьного конкурса к своему спутнику: интервью с молодым изобретателем

Оглавление

Герман Янгалин учится в МГТУ им. Баумана и ВШЭ и успевает работать в Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина.

Команда портала «Большая российская энциклопедия» решила узнать, над какими проектами сейчас работает молодой изобретатель и что нужно сделать, чтобы к 20 годам твёрдо знать, чего хочешь.

Из личного архива Германа Янгалина
Из личного архива Германа Янгалина

Очень серьёзные вопросы

1. Откуда у вас такой сильный интерес к инженерному делу? Что повлияло на выбор именно этого направления для развития?

Интерес был вызван ещё в раннем детстве, с 3 класса я начал ходить в кружок робототехники, куда меня привёл отец. Потом участвовал в соревнованиях по данной тематике, затем поступил в Республиканский детский образовательный технопарк Уфы, там я начал углублённо изучать 3D-моделирование, радиоэлектронику, программирование, работу с ЧПУ-станками и заниматься научно-проектной деятельностью. А в старших классах начал ходить в региональный центр Сириуса «Аврора», где изучал БПЛА, работу с системами технического зрения и программированием.

Так в 10 классе я точно решил поступать в МГТУ им. Н.Э. Баумана на специальность, связанную с аэрокосмической деятельностью.

2. Какие проекты сейчас самые важные для вас?

Сейчас самые важные у меня проекты научно-технического, инновационно-технологического и образовательного характера.

1. Транспортный БПЛА с большой продолжительностью полёта для крупных маркетплейсов и логистических компаний. Им я начал заниматься ещё в Лаборатории интеллектуальной робототехники в Сколтехе, летом прошлого года. Сюда входит разработка 3D-модели БПЛА, математическое моделирование (аэродинамический, тепловой, динамический, модальный анализ и т.д.), проектирование радиоэлектронной аппаратуры, систем управления, навигации и ориентации. Полный цикл создания БПЛА контролирую я один.

2. Стратосферный и космический (в перспективе) спутник, для проведения научных и прикладных экспериментов. Первый запуск был в рамках Всероссийского конкурса «Стратосферный спутник». Команда состоит из 12 человек — студенты и школьники-инноваторы. Здесь я занимаюсь 3D-моделированием и математическим моделированием спутника, делаю тепловой, динамический и модальный анализ.

3. Вращающийся робот в рамках Международного чемпионата «Битва роботов». Здесь я занимаюсь слесарными работами: сварка, резка металла, сборка робота, а также пайка. Команда состоит из пяти человек — все студенты Бауманки, мы прошли отборочный этап и сейчас занимаемся компоновкой и отладкой всех систем.

4. Инженерно-инновационная экосистема «Импакт-инженер» создание федеральной программы по развитию и внедрению инженерно-инновационных классов. Этим проектом я занимаюсь еще с 9 класса, летом планируем запустить экспериментальный инженерно-инновационный класс в Уфе. Основная команда, в которой собраны сооснователи и рабочая группа, состоит почти из 50 человек.

5. Экосистема CTNFC — создание карботехнологического топливного нейтрального цикла. Проект также начался со школьной скамьи. Его суть в конвертации углекислого газа в топливо с помощью промышленных установок. Так его можно будет использовать как готовое сырьё для нефтегазовых, металлургических и химических компаний.

3. Расскажите о проекте «Импакт-инженер» подробнее — как именно он помогает школьникам реализовать свой потенциал?

Всё достаточно просто и надёжно, как автомат Калашникова. Мы создаём на базе каждого региона и города точки притяжения инноваторов-изобретателей в виде Инженерно-инновационных классов, которые могут базироваться в любой научной, образовательной и промышленной организации. Школьники начинают заниматься научно-проектной деятельностью по всем тематикам Национальной технологической инициативы уже с 1–5 классов, проходят системное инновационное обучение на площадках, которые зависят от их интересов. Например, 3D-моделирование — в Конструкторском бюро, электронику и радиотехнику — на базе Лабораторий вуза, проектное дело — на базе Бизнес-инкубатора, материаловедение — на базе Академического института РАН. Так ученики проходят мощную систему развития через решение промышленных кейсов (например, по тематике импортоопережения), оформление патентов и создание научных публикаций, прокачивают компетенции и физико-математический аппарат, участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях и проектных школах и работают с наставником. Так уже к 10–11 классу мы создаём технологических лидеров и специалистов.

4. Как появилась идея создания этой экосистемы?

Когда я обучался в Кванториуме и начал участвовать в Национальной технологической олимпиаде, я понял, что нет связки каждой площадки и организации в моём регионе. То есть на олимпиаде было большое количество профилей, где требовалась работа на высокотехнологическом оборудовании, помощь наставника, поиск научного материала и т.д. Но чтобы просто попасть и узнать про подготовку на базе лаборатории института РАН, мне потребовалось ждать ответа месяц — я увидел уровень бюрократизации и неэффективности. Собственно, исходя из своей проблемы я и решил найти решение и помочь другим.

5. Год назад «Импакт-инженер» вошел в топ-100 форума «Сильные идеи для нового времени». Что нового случилось в проекте за последний год?

Я нашёл наконец-то площадку, где готовы бесплатно предоставить помещение, оборудование, преподавателей, необходимые образовательные материалы.

Вместе со своей командой, состоящей из студентов, инженеров и учёных, мы начали оформлять автономную некоммерческую организацию. Так у нас появится возможность привлекать гранты и выплачивать зарплаты, создавать новые образовательные программы, покупать расходные материалы и т.д.

Появилось предложение сформировать такой класс в городе Раменское, а также возможность получить инвестиции от Фонда НТИ.

6. Многие школьники и студенты слышали о ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Вы проходили обучение по ней. Можете привести пару примеров из своей работы, когда вы пользовались этими приёмами и каким образом?

ТРИЗ очень важен для изобретателя и рационализатора в любой сфере. Например, для транспортного БПЛА использовал метод № 25 — принцип самообслуживания, когда сам БПЛА может верифицировать расположение местности по навигационным датчикам, а также с помощью камеры, которая сверяет заранее загруженные карты участков. Для стратосферного спутника — метод № 17, принцип перехода в другое измерение: когда разрабатывал систему креплений для спутника, выяснилось, что мы не проходим по длине, я решил сконструировать крепления иначе, уменьшив их в длине, увеличив в ширине, а также поменял их геометрическую форму и сделал их в виде уголков. Это сработало. Всего данных приёмов около 40, они помогают при устранении технических противоречий.

Всем, кому это интересно, советую прочитать книгу основателя ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера «Найти идею».

7. Вы делаете математическую модель управления беспилотниками, а отрасль беспилотных аппаратов сейчас активно развивается. Что ваша модель привносит нового и чем делает работу беспилотников лучше?

Я разрабатываю математическую модель управления беспилотниками в рамках транспортного БПЛА. Это связано как с роевым взаимодействием (объединение беспилотников в одну группу — прим. ред.), так и с системой технического зрения, интеллектуального управления, навигации и связи, применения нейронных сетей в каждом узле управления БПЛА. Это представляет из себя новый передовой комплекс, позволяющий не тратить больших денег на транспортировку, обслуживание, использование операторов, что очень актуально ввиду большого спроса на БПЛА в логистике, народном хозяйстве и инфраструктурных проектах. Например, в нефтяной, строительной отрасли для контроля работы сотрудников, оборудования и т.д.

8. Ваш проект CTNFC (Carbo technological fuel natural cycle) выиграл грант «УМНИК». Чем этот стартап полезен обществу?

В этом стартапе мы увеличиваем эффективность работы нефтяных, металлургических и химико-технологических предприятий: используем CO2 как сырьё для преобразования в топливо и другие полезные материалы, например полимочевину, которая используется для создания быстро затвердевающих эластомерных покрытий.

Хоть сейчас экологическая повестка и уходит немного на второй план, мы считаем важным, чтобы предприятия не платили крупные налоги за CO2 и могли оптимизировать свои расходы. А заодно CTNFC помогает выполнить программу по декарбонизации в РФ.

В его основе лежат созданные с нуля промышленные установки. Сейчас мы с моей командой отчитались за один год гранта УМНИК, полностью завершили этап 3D-моделирования, математического моделирования, лабораторных физико-химических экспериментов, спроектировали радиоэлектронную аппаратуру и готовимся к сборке всех важных узлов и компонентов и оформлению патентов.

9. Как хватает времени в сутках на участие в пяти столь амбициозных проектах? Какова доля участия в каждом из проектов? Как распределяете время?

Если занимаешься тем, что приносит удовольствие, — не нужно искать время. Наибольшая доля участия в транспортном БПЛА, Стратосферном спутнике и Impact Engineer. Время распределяю благодаря точно спланированным делам и организации научно-технической работы.

Менее серьёзные вопросы

10. Какие люди или события вас вдохновляют больше всего?

Предтеченский Михаил Рудольфович, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН. Автор первой и пока единственной в мире промышленной технологии синтеза одностенных углеродных нанотрубок, на основе которой создано производство компании OCSiAl. Уникальная технология позволила компании резко снизить стоимость одностенных нанотрубок и предложить рынку ту цену, которая впервые сделала их применение экономически выгодным. Сейчас компания OCSiAl контролирует 90% мирового рынка одностенных углеродных нанотрубок. Меня вдохновляет, как этот ученый смог коммерциализировать свои передовые научные разработки и создать в РФ технологию, которая не имеет аналогов.

Перельман Григорий Яковлевич, российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре, которая была нерешённой проблемой около века. Сейчас это единственная решённая математическая проблема из семи задач тысячелетия. Поражает, что великий математик, решивший одну из сложнейших мировых задач, отказался от престижных премий и наград.

11. Есть ли хобби, на которое вы переключаетесь?

Это смена деятельности. Честно, моё хобби — это просто другой вид активной работы.

12. Два любимых места в России?

Первое — это Сколково. Инноград, место прорывных решений и инноваций в РФ. Очень приятная атмосфера, урбанистика, большое количество технологических лидеров, стартапов, R&D-центров, передовых лабораторий. И Сколтех, конечно. Здесь можно абстрагироваться от городской суеты и насладиться возможностью изменить мир и сделать его лучше с помощью науки и технологий.

Второе — это Королёв. Наукоград, стратегический аэрокосмический комплекс в РФ и в мире, город с большой историей и важностью для всего человечества. Здесь собраны уникальные предприятия, которые сделали возможным первый полёт человека в космос, а также научные и производственные возможности в области ракетно-космической техники, кадры и таланты, приятное место для созидания и реализации перспективных идей.

13. Два важных человека в жизни?

Их будет три. Во-первых, мой отец. Человек, который привил мне интерес к науке, инженерному делу и технологиям, без него я бы не был тем, кем я являюсь. Выделю важный тезис: он меня не заставлял делать то, что я не хочу, а именно заинтересовывал работой: через интересные задачи, проекты, посещения выставок, форумов. Во-вторых, мой дедушка, который множество раз наставлял, давал советы, решал со мной задачи, делился идеями и рассказывал важные моменты про саму жизнь. Он объяснил мне, что всё получится в жизни, если ты готов работать и делать всё возможное для достижения своих целей. В-третьих, моя девушка, любовь всей моей жизни, которая разделяет со мной интересы, идеи, поддерживает, помогает и регулярно со мной общается, встречается. Она тот человек, без которого нет смысла жизни.

14. Порекомендуйте две любимых книги и два фильма и почему именно они?

Из любимых книг я выделю «Труды по ракетной технике», Циолковский Константин Эдуардович. В ней подробно описываются идеи, формулы и проекты, которые позволили нам выйти в открытый космос. Очень удивляет, как Циолковский глобально мыслил и опередил своё время. Вторая — «Как стать гением», уже упоминавшийся Альтшуллер. Эта книга заставляет задуматься над феноменом «гений»: кто это такие, какие у них поведенческие паттерны и что нужно изменить в себе, чтобы стать как они.

Из любимых фильмов — «Чемпион мира», про великого шахматиста, гроссмейстера Анатолия Евгеньевича Карпова. Поражает напористость, устойчивость, работоспособность и вера в победу героя. Ещё отмечу «Человек, который спас мир» один из самых необычных и загадочных для меня фильмов. Он о том, как советский офицер Станислав Петров предотвратил потенциальную ядерную войну после ложного срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении.

15. Продолжите три предложения.

  • Это был шок, когда… я выиграл УМНИК на 1 курсе.
  • Моя жизнь изменилась после того, как… я поступил в Республиканский детский образовательный технопарк.
  • Больше всего на свете я люблю… науку и изобретательство.