Найти тему

Диско-медляк Chic, который со временем превратился в мантру о поисках свободы

В канун Нового 1977 года Найла Роджерса и Бернарда Эдвардса — основателей легендарной диско-группы Chic — не пустили в клуб «Студия 54» в Нью-Йорке. Облачённые в смокинги и галстуки музыканты ждали до часа ночи на снегу, надеясь, что пригласившая их певица Грейс Джонс заметит их отсутствие. Но этого не случилось.

Раздосадованные музыканты поплелись домой, купили по дороге бутылку шампанского и начали работу над альбомом, которому суждено было взорвать сцену и стать хитом. «C'est Chic» (1978) определил развитие жанра диско, который в то время подвергался критике за откровенный гедонизм и эскапизм. Пластинка разошлась тиражом более 6 миллионов экземпляров только в США. Что неудивительно, учитывая наличие на ней танцевальных бомб уровня «Le Freak»:

Менее известна семиминутная баллада «At Last I Am Free». Но она всегда привлекала меня непохожестью на продукцию Chic. Неспешная, роскошная песня одухотворена фортепиано Энди Шварца и классными басовыми партиями Бернарда Эдвардса. Вокалистка Альфа Андерсон солирует на протяжении трека, томительно растягивая ноты в конце каждой строки.

Это не привычная диско-танцевалка, а горькое признание разочарования и отчуждения: «Мне одиноко, пожалуйста, обними меня, подойди ближе, дорогой, / Так хорошо, что ты рядом, / Но кого я обманываю, ведь это не реально. / Не могу скрыть всю эту боль, которую испытываю».

Одним из музыкантов, отметивших глубину песни, был Роберт Уайатт, спев её в 1980 году дрожащим фальцетом под барабанный луп. На первый взгляд, для него это странный выбор. Возможно, Уайатт догадывался, что в словах «Наконец-то я свободен» заключён политический контекст. Найл Роджерс написал текст в разгар американского движения за гражданские права, когда он был лидером манхэттенского отделения партии «Черные пантеры»:

Экспериментальная немецкая группа Cassiber отметилась исполнением-деконструкцией, полностью уйдя от поп-эстетики. Эта версия основана на хаотичных импровизациях саксофона и доходящих до исступления джазовых барабанных брейках:

В 2003 году Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins записала песню в честь 25-летия лейбла Rough Trade. Её красивая интерпретация сосредоточена вокруг повторения слова-мантры «свободный», вгоняя слушателя в лёгкий транс:

Изначально «At Last I Am Free» была лишь необязательным медляком в каноне диско, но постепенно эволюционировала в меланхоличную балладу о поисках свободы и выхода за пределы привычного. Такое случается: когда все вокруг предаются радости, ты с внезапной ясностью понимаешь, что твоё место — не здесь. Тот момент, о котором пел Александр Васильев: «Когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина...»

Спасибо, что дочитали и дослушали!