Найти тему
IQ Media

Как российский бизнес перестраивает логистические цепочки

Оглавление
Фото: iStock
Фото: iStock

Санкции заставили российский бизнес и правительство в срочном порядке перестраивать транспортные коридоры и логистику. Согласно опросу российских компаний, проведенному Высшей школой бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ совместно с Координационным советом по логистике (КСЛ), 80% из них полностью или в основном решили задачи перестройки цепей поставок. О том, как идет эта трансформация и с какими вызовами приходится сталкиваться отечественному бизнесу, рассказал профессор департамента операционного менеджмента и логистики ВШБ Александр Колик.

— Александр Вениаминович, Россия активно перестраивает цепи поставок, строит транспортную инфраструктуру. Так, недавно было подписано соглашение о строительстве железной дороги Решт — Астара, последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора «Север — Юг». Насколько это перспективные проекты и какие сложности могут возникнуть при развороте на Восток?

— Безусловно, инфраструктура — одно из узких мест в переориентации российской внешней торговли. Транспортная система оказалась не готова к столь резкому росту объемов на восточном и южном направлениях, и в этом нет ничего удивительного. Инфраструктура очень фондоемка, развивать ее «на вырост» нереально. Инфраструктурные проекты реализуются десятилетиями. Достаточно вспомнить, что коридор «Север — Юг» формируется с 2002 года, когда был подписан соответствующий договор между Россией, Индией, Ираном и Оманом.

Что же касается других сложностей разворота на Восток, то, согласно результатам исследования, которое мы проводим совместно с КСЛ, существенным препятствием в выходе на восточные рынки, в частности китайский или иранский, являются языковые и культурные различия. На Востоке, особенно в Китае, по-своему ведут переговоры и выстраивают отношения в бизнесе. Это целая наука, которую многим приходится сейчас осваивать на ходу, и не всегда это получается удачно. Было бы хорошо, если бы государство, отраслевые ассоциации и союзы помогли бизнесу в этом процессе, создав консультационные центры и другие подобные структуры, в том числе и в «целевых» странах.

— Как российский бизнес адаптируется к новым реалиям?

— Если говорить о компаниях, которые зависят от импорта, — а именно они были в фокусе нашего исследования, — то они используют три основные стратегии.

Стратегия номер один — найти способ сохранить прежние связи с поставщиками из недружественных стран. Многие предприятия достаточно успешно это делают, тем более что сами поставщики де-факто далеко не всегда поддерживают политику своих правительств. Они создают антикризисные штабы, вместе с российскими партнерами разрабатывают схемы обхода санкций и реализуют их.

Но так поступают, разумеется, далеко не все. Поэтому вторая стратегия — это поиск поставщиков в дружественных странах. Почти 90% наших респондентов указали в качестве таковых Китай, Индию и Турцию. Но в целом круг стран, где российский бизнес ищет новых партнеров, чрезвычайно широк. По данным нашего исследования, их более 40.

И третья стратегия — локализация, поиск поставщиков в России, в ряде случаев — их развитие и создание совместных с ними новых продуктов или производств.

Исследование показало, что бизнес старается не класть все яйца в одну корзину: почти 70% респондентов реализуют все три стратегии одновременно.

Наша анкета содержала также вопрос о том, в какой степени компаниям удалось решить проблемы в цепях поставок, вызванные текущим кризисом. Ответы были удивительно оптимистичными: почти 80% респондентов сообщили, что на момент проведения опроса они полностью или в основном решили задачи перестройки своих цепей поставок.

— Это неожиданный результат, который говорит о высокой адаптивности нашего бизнеса к внешним шокам. А что для компаний стало самым сложным в связи с блокировкой привычных маршрутов, отказом от работы с Россией западных партнеров и другими санкциями?

— Мы предполагали, что в качестве главной проблемы будет назван отказ иностранных поставщиков от сотрудничества. Но нет — более значимыми оказались существенный рост стоимости логистики, непредсказуемость и задержки поставок. Причина, видимо, в том, что санкции затронули все цепи поставок, в том числе и те, которые связывают нас с дружественными странами. Поэтому создание стабильных цепей поставок, их надежное логистическое обеспечение стало сейчас общей первоочередной задачей.

Был задан вопрос о том, как компании видят сотрудничество в цепях поставок, кого они хотят видеть ключевыми партнерами в перспективе. Результаты показывают, что бизнесу нужны логистические компании, которые предоставляют широкий спектр услуг, готовы организовать поставку под ключ и нести за это ответственность. Это означает, что российскому логистическому бизнесу предстоит серьезная работа. В относительно спокойные времена наши цепи поставок во многом использовали качественный логистический ресурс западных партнеров. Сейчас этот комплекс услуг предстоит развивать и предоставлять самим, и это серьезный вызов.

По материалам HSE Daily