Найти тему

Дыра_14

Изображение с сайта https://ru.freepik.com
Изображение с сайта https://ru.freepik.com

14

Дорога из покосившейся хижины Чаромута к воротам в трубу была также черна, как и дорога от трубы к Чаромуту.

Скука и тоска нависала над чернеющим городом. Чёрные коты гоняли чёрных мышей по чёрным подворотням, чёрные вороны каркали с чёрных деревьев, а под ногами чернел мазут и хлюпали нефтяные лужи. Но местами, как заметил Фёдор, в чёрных песочницах играли чумазые дети и... представьте себе!.. им было весело.

— А как вы тут размножаетесь? — поинтересовался вдруг у хвостатых бесхвостый представитель земли.

— Обыкновенно, — ответил самый шустрый. — С помощью клонирования.

— Роботы нас клонируют, — пояснил старший. — Раньше, говорят, как-то по-другому размножались, но этого никто не помнит.

— Да нам и размножаться‐то незачем, — заметил самый чёрный. — Работы почти не осталось, латаем старые дыры сами не знаем зачем, еды не хватает, воды не хватает.

— Когда-то давно, когда регулярно велись войны, люди страдали, болели, часто умирали, — вспомнил молодой хвостатый слова Чаромута. — А сейчас, всё то, за что воевали, лежит мёртвым грузом, люди не умирают и население размножать почти не нужно.

— Не зря плакал ваш старый робот-начальник, что всё рушится, и сам разрушился, — подытожил Рюшкин. — Обленились посредники, как их обзывает дед Чаромут, вот и сошла их дьявольская машина с древних рельсов. Осталось её немного подтолкнуть и, вообще, заживём по-человечески!

Сказано это было с уверенной усмешкой, но на самом деле Фёдор не был уверен в сказанном. Да, он внимательно слушал речи Чаромута и доверял ему, но всё ли, что говорил старец, являлось реальностью, а не плодами его старческого воображения? Как часто случается, именно воображение рисует человеку всю его реальность. Например, дальтоник видит красное зелёным и, попробуй, докажи ему, что арбуз красный внутри, а не снаружи.

Правда, выбирать Фёдору не приходилось. Вернее, надо было выбрать из двух зол меньшее.

"Такова уж догма, — подумал Фёдор. — Если зло, берущее начало от зело, это то, чего много, то, выбирая меньшее зло, автоматически движешься в обратном направлении, в направлении добра. А направление добра ведёт... ведёт к правде? Хм, а куда ещё может вести направление!"

— Да уж, запутаться можно в этой терминологии, — усмехнулся вслух Рюшкин.

— Что? — не поняли "черти".

— Да это я так, сам с собой, не обращайте внимания, — отмахнулся Фёдор. — Задумался над словами.

— А что над ними думать? — спросил самый старший хвостатый. — Они нужны, чтобы мысли выражать, и всё.

— Ну, не скажи, — не согласился Фёдор. — Выражать мысли можно и неподходящими словами, если не знать их истинных значений.

— Глупости, — заявил со знанием дела старший. — Слово всего лишь звук. Любую мысль можно выразить любым звуком, и ничего от этого не изменится.

— Как же так?! — Рюшкин от возмущения даже остановился. — Например, смотришь вот на эту чёрную ворону на чёрной ветке — показал он на дерево, — и называешь её кошкой, сидящей на столе, так, что ли? Разве можно так выражать мысли?

— Запросто, — ответил без тени смущения длиннохвостый. — Поверь, ничего от этого не изменится.

— И зло можно добром называть? И невкусное вкусным? — разошёлся Рюшкин. — И... И врага другом?.. И враньё правдой?

— Конечно, — кивнул старший, — это же просто слова, просто звуки. Как ни назови, на конкретный предмет никак не влияет. И понять любое слово всегда по-разному можно. Не станешь же ты утверждать, что если правду называть ложью, она от этого станет неправдой? Или, наоборот, если ложь прозвать правдой, она в неё превратится? Или хороший человек сделается плохим, если его таким обзовёшь? Хе-хе... Нет, слова — это всего лишь слова, и не надо к ним так скрупулёзно относиться.

Пожав плечами, Рюшкин улыбнулся в ответ и продолжил шествие. Мысли его будто просветлели, хотя, казалось бы, о просветлении в этом тёмном царстве можно было и не мечтать.

"В самом деле, — подумал он, — когда цепляются за слова, столько бед происходит. История не раз показывала, как из-за слов развязывались ссоры внутри человечества и даже войны. А ведь в былые века, как я где-то слышал, люди обожествляли слова, считали их способными творить чудеса и даже думали, что словом можно убить... Думали! Вот в чём суть!"

Впереди показалась огромная стена. До входа в трубу оставалось метров сто, а может, меньше: в темноте трудно было определить.

"Выходит, как утверждает этот длиннохвостый, — продолжил мыслить Рюшкин, — первостепенно не слово, а мысль!.. А слово? Пустой звук? Но ведь оно, порождаясь мыслью, может зачать новую мысль... Стоп! Опять получается вечный спор про курицу и яйцо... Интересно, а в головах моих подземных друзей бывают просветления, или всегда темно, также, как в их мире?"

Между тем ворота в трубу со скрипом отворились и шествие продолжилось уже внутри неё.

Продолжение следует.
-2