Найти тему
Записки КОМИвояжёра

По щелчку пальцами из программы исключается черчение – это правильно! Нет, опять вводится – и это снова правильно!

Возможно, предыстория была такова: экс-министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Н.А. Паничев пришел на прием к молодому реформатору Егору Гайдару, который тогда уже занимал высокие посты в правительстве. У Паничева с собой был план по спасению и сохранению станкостроения России. Встреча Гайдара с Паничевым продолжалась всего минуту. «Да кому *** нужны ваши станки?! Понадобятся – мы все за рубежом купим», – сказал реформатор, позже объявленный творцом перестройки и спасителем страны от товарного голода.

Реформаторы...
Реформаторы...

А если не нужны станки, то не нужны и люди, их создающие – как результат, в стране началось сокращение учебных программ. Когда предмет «Черчение» сделали факультативным, то есть необязательным, всполошились преподаватели вузов:

– Студентов, которые не изучали черчение в школе, становится все больше и больше. Они испытывают определенные трудности, у них отсутствует понятийный аппарат, у них нет базовой графической культуры.

– Черчение – язык техники, и его отсутствие станет тормозом в диалоге выпускников школы с компьютером на технические и другие темы.

– Черчение развивает пространственное и критическое мышление, формирует аналитический склад ума, приучает к решению сложных задач.

Но преподавателей-специалистов никто не слушал до тех пор, пока вдруг не выяснилось, что в стране нет ни рабочих, ни инженеров.

Что-то опять щёлкнуло в системе, и президент Путин поручил вернуть в российские школы уроки черчения.

Так это видится
Так это видится

Уроки появятся в школах с сентября 2024/2025 учебного года. Цель инициативы – укрепление кадрового потенциала промышленности.

Учителей подготовят за год, но как и где? Новых взять негде, в школу, которая часто работает за счёт того, что отдельные предметы ведут «смежники», преподавать никто не ломится, значит, начнут переучивать тех, кто ведёт ИЗО и «Технологию», а это опять же учителя, которым часто «догрузили» эти предметы для увеличения количества оплачиваемых часов. Чего ждать от этого торопливого переобучения?

Я понимаю, что прозвучит обидно, но мой юный родственник, обучающийся в спецшколе с углублённым изучением математики, именует своих преподавателей точных дисциплин «интеллектуальными инвалидами». Нет, к преподавателям истории, литературы, английского у него претензий нет: «Здесь я не специалист, доверяю профессионалам». А вот на уроки информатики он в школу не ходит, поскольку уже который год является победителем олимпиад по программированию (уже знает, в каком вузе ждёт его студенческая скамья), только к школе его победы никакого отношения не имеют, они с приятелем-одноклассником с 5 класса занимаются в областном центре детско-юношеского технического творчества (правда, школа регулярно отчитывается, что её выпускники – победители Всероссийской олимпиады).

А так может получиться
А так может получиться

Средний возраст учителей, сообщает министр образования, 45–47 лет, то есть до пенсии по стажу осталось несколько лет. Электричества они уже не боятся, презентацию сделать могут, но вот дальше... да, пересказывают учебник... и не надо на меня рушиться, защищая учителей. Да, есть умницы, есть энтузиасты, но общая масса...

А более 20 тысяч школ сельские, там проблемы с кадрами ещё острее (и не буду напоминать, что в каждой шестой школе печное отопление, нет водопровода и туалет «прямого падения»).

Чего хочет вредный автор? Обдуманных решений и ответственности за эти решения. Страна должна знать своих героев. Кто подписал приказ об исключении черчения из обязательных предметов? В армейском Уставе есть требование: «44. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия...» Так пусть учителя знают, кому именно посылать свои...

Или у нас игрушки такие? Сегодня отменили, завтра ввели, и всем всегда хорошо?