Услуги без расшифровки - «красная тряпка для налоговиков».
Особенно, если речь идет об услугах:
Консультационных, Информационных, Маркетинговых, Юридических.
Если не представить вагон подтверждений и расшифровок, о том, что услуга РЕАЛЬАНО была оказана (а не просто акт подписан), то налоговики воспринимают такие услуги умышленным увеличением затрат с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Думают они о нас, налогоплательщиках, так плохо неспроста.
Конечно, мы сами виноваты.
Ведь чего проще - заключил договор на якобы маркетинговое исследование потенциального рынка сбыта, заплатил контрагенту мильён, налоги уменьшил, деньги обратно в чемодане получил.
И чем докажете, что все было?
Определенная часть руководителей до сих пор так думает и даже делает. Безумству храбрых поем мы песни...
Так вот, если в вашей организации есть такие услуги, результат которых нельзя потрогать и показать (как, например, ремонт офиса), то важно подложить бухгалтерскую соломку.
Расскажу, на что обратить внимание.
Стоит отметить, что формально законодательство не обязывает подробно расшифровывать услугу в акте оказанных услуг.
Должны быть обязательные реквизиты (содержание, дата, ед.изм, стоимость, должность, подпись...) из п. 2 ст. 9 Закона 402-ФЗ).
А детализация и расшифровка услуг - не обязательный реквизит.
Но суды, принимая сторону налоговиков, твердят:
🔹невозможно идентифицировать перечень вопросов по консультации
🔹нет цели (!) обращения к консультанту, а значит, никак не подтвердить эк.обоснованность расходов
❗Держите план действий, следуя которому затраты точно не снимут (на примере юридических услуг):
1. Перед заключением договора собираем доказательную базу о необходимости приобретения таких услуг (служебные записки бухгалтера, юриста, мол, нужно, сил нет).
Обосновываем - почему хотим привлечь СТОРОННЕГО специалиста (особенно это важно при наличии такой же должности в штате).
Аргументируем тем, что штатный юрист не обладает квалификацией, например, в сфере налогового права, а нам надо составить иск об оспаривании решения налогового органа и организовать представительство в суде.
А у нас в штате - юрист, специализирующийся только на трудовом праве.
Можно даже издать приказ руководителя о необходимости привлечения специалиста со стороны.
2. В договоре с исполнителем подробно расшифровываем:
🔸цель приобретения
🔸конкретный перечень услуг
🔸форму оказания услуг
🔸расценки специалиста
🔸какие документы оформляет исполнитель в процессе
3. Разрабатываем форму акта - приложения к договору.
В него, помимо обязательных реквизитов добавляем:
🔺реквизиты договора
🔺даты начала и окончания оказания услуг
🔺способ оказания услуг
🔺точный перечень оказанных услуг
🔺объем работ исполнителя
🔺стоимость
🔺наличие/отсутствие претензий со стороны заказчика
🔺перечень документов, подготовленных в ходе выполнения задания (иск)
4. Если в самом акте нет подробной расшифровки, прилагаем подробный отчет исполнителя о выполненном задании (с таким же перечнем реквизитов) и делаем в акте ссылку на него.
5. Оказанные услуги должны быть эк.обоснованы и полезны.
Нужно подтвердить, что без них мы не достигли бы таких результатов. Прилагаем экономические расчеты о том, что выиграв дело, мы сэкономили энную сумму денег компании
6. Услуги должны быть фактически оказаны - был реальный исполнитель. Для подтверждения этого факта нужно:
🔹правильно оформить акт с указанием всех реквизитов
🔹виды деятельности исполнителя по ЕГРЮЛ должны соответствовать фактически оказываемым
🔹прикладываем переписку сторон, полученные письменные консультации, протоколы встреч.
Есть, конечно и положительная судебная практика, но реже...
В любом случае, нужно понимать - если формулировки будут размыты, из них непонятен смысл, порядок оказания и цель, такие расходы однозначно уберут из затрат.
❗Вот еще, что важно!
Обозначить необходимость вагона подтверждений надо на стадии заключения.
Иначе потом, когда все уже прошло, это станет вашей личной задачей, потому что «эта бухгалтерия вечно требует непонятно зачем нужные бумажки в век цифровых технологий».
Это капля в море налоговых рисков, поджидающих нас.
О некоторых, поверьте, мы даже не догадываемся!
Чтобы бухгалтер стал увереннее ориентироваться в этих вопросах, приглашаем на онлайн-курс «Юридический минимум для бухгалтера».
#бухгалтерия #юрист #курсыдлябухгалтера