"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11: 12).
Хочется напомнить читателям о важности борьбы со страстями. О борьбе со страстями, как пути ко спасению учили Святые Отцы, например, преподобный Иоанн Лествичник. Св. Церковь говорит нам, что есть только один путь, путь борьбы со страстьми и похотьми, и он идет не от любви. О любви Иоанн Лестничник говорит лишь в тридцатой главе. Знает Бога только тот, кто очищает свою душу, ибо подобное познается подобным.
Нужно научиться бороться со страстями и побеждать их. Бог не придёт в сердце, где страсти свили свои гнезда. Пока человек с Божьей помощью не выгонит их оттуда, то жизнь наша будет напрасной, и притом для душ ищущих Бога. Любые молитвы, отречения, пост, благотворительность, и т.д. будут не результативны для нас, если имеем в себе страсти. Поэтому, удалим их с Божьей помощью, Бог придёт к нам, и устроит Свою обитель в нас. Какая написано: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (см. Ин. 14: 23).
Рассмотрим более подробно страсти, которые приражаются к нам, и по каким параметрам можно их классифицировать и приравнять к неким фиксированным законам. Чтобы более подробно понять, с чем имеем дело, и как найти их слабости, тонкие места, повадки, чтобы со временем научиться побеждать их в себе.
Первый закон можно назвать законом усиления. Он состоит в том, что сила страсти, ее интенсивность и власть над душой растет прогрессивно, по мере того как ей делаются уступки. Уступки ее не успокаивают, но делают лишь более требовательной и властной. Человек, допустивший грех однажды, нравственно слабеет и при повторном искушении совершает его с большей легкостью, чем тот, кто устоял в первой борьбе. Воля человека укрепляется своими победами и ослабляется поражениями — это закон психологии. Нравственная течь, просочившаяся раз в душе, скоро превращается в бурный поток и разрушает всю плотину морального закона совести, если с нею не бороться.
Некий доктор Матт в прошлом рассказывает об одном студенте, страдавшем пороком рукоблудия, который признался ему, что в течение первого года порок этот был допущен им один раз, на другой год три раза, а затем стал повторяться каждую неделю. Это обычное явление. Мы часто наблюдаем его в развитии пристрастия к пьянству. Как гласит народная поговорка: "первая рюмка колом, вторая — соколом, прочие — мелкими пташечками". Уступки и падения играют здесь роль сухого хвороста, который вы подкидываете в костер. Чем больше бросать, тем больше и ярче становится жадное пламя. Чем больше грешить, тем сильнее разгорается страсть.
Второй закон - расширения страсти. За одним грехом неизбежно следует ряд новых. Одна страсть, разгораясь в душе, вызывает к жизни и другие страсти, как будто между ними существует какая-то незримая, таинственная связь. Страсти подобны звеньям цепи. Одно звено тянет другое; или передают другу другу, словно спортсмен эстафетную палочку; или как клин клином вышибают. Один грех вытясняют другим. Допустим, кто бросает курить, то на смену может прийти другая страсть, например, страсть обжорства, и человек набирает быстро вес и т.д. Также успех одной страсти служит точно сигналом для других, и все они сразу, или одна за другой спешат обрушиться на несчастную душу, точно желая добить ослабевшего противника. За блудной похотью непременно появляются гордость, ревность, недоверие, ложь, зависть, гнев и т.д. Выражается страсть в зависимости от самого человека и его характера и т. д. Здесь как на войне: прорван фронт в одном месте - и сейчас же неприятель массами устремляется в прорыв, чтобы расширить и докончить поражение.
"Однажды давным-давно на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра — шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.
- Вот, — сказал один из них, — хорошее бревно! Возьмем его...
Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.
- Нет, — возразил он, — это не годится!
— Почему?
- Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут...
— Вот пустяки... Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь... Возьмем!
Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли и из него сделали киль нового корабля.
Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им. Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями. За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.
Так и в душе. Один червячок страсти, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.
Причина этого — в ослаблении веры. Побежденная одним грехом, воля теряет силу сопротивления и легко уступает другим. В глубине человеческой души всегда существует грех в виде самых разнообразных порочных наклонностей и страстей. Эти страсти кипят и бурлят, как в котле, ища выхода. Но если человек не уступает им, то его воля играет тогда роль тяжелой свинцовой крышки котла, которая не выпускает бушующий пар. Но стоит лишь немного приподнять — и в образовавшуюся щель, как бы мала она ни была, с силой устремляются все страсти, существующие в душе. Уступив таким образом, человек тем самым разнуздывает и другие страсти, и справиться с ними уже почти не в состоянии.
Третий закон — углубления страсти. Действие его состоит, во-первых, в том, что способы удовлетворения разыгравшейся страсти, охватившей душу, становятся все хуже и нравственно безобразнее, образовались в страстную привычку. Страсть становится все требовательнее, капризнее, причудливее. Она уже не удовлетворяется обычными формами греха, но ищет новых, более утонченных, способных более возбуждать истрепанные и притупившиеся нервы. Так блудная страсть часто осложняется жестокостью, переходя в садизм. Чревоугодие требует все новых и новых, более изысканных и замысловатых кушаний. Кроме того, тот же закон углубления проявляется иногда и иначе. Ради удовлетворения растущей страсти человек начинает делать преступления все более и более тяжелые. Он жертвует для нее всем, всеми моральными ценностями, которые еще сохранились в его душе.
За борт жизни выбрасывается все, что мешает страсти: нравственные привычки, убеждения и принципы, веления долга и религии — все летит вон, начиная с менее важного и кончая самыми крупными ценностями. Так бизнесмен, охваченный страстью сребролюбия, для приобретения денег не щадит ничего: сначала прекращает благотворительность, потом погружается в скаредность, отказывая в помощи самым близким людям; далее пускается в бесчестные аферы, жертвуя правдивостью и порядочностью, нередко доходит до воровства, иногда и до убийства и т. д. Это если предприниматель занимался благотворительностью. Душа постепенно опустошается, теряя все, что было в ней ценного в угоду страсти. Человек опускается все ниже и ниже на самое дно греха и порока. Рассматривая законы, действующие в процессе развития страсти, мы без труда можем заметить, что общим, главным, основным условием, от которого зависит весь этот процесс, является отсутствие твердых нравственных правил и исключительное служение своему эгоизму, своему "я".
Мы подробно остановились на выяснении тех способов и путей, которыми идет развитие страсти, и тех условий, которые ее поддерживают и питают, чтобы при помощи этого анализа облегчить разрешение существенно важного в христианской жизни вопроса — о борьбе со страстями. Чтобы успешно бороться с неприятелем, необходимо знать его приемы, уловки и методы. Конечно, в данном случае вопрос настолько обширен и сложен, что разрешить его в исчерпывающей полноте невозможно в одной краткой статье, и потому придется ограничиться здесь лишь некоторыми практическими советами.
Во-первых, как можно видеть из всего сказанного, для успешной борьбы со страстью прежде всего необходимо иметь прочные нравственно-религиозные устои. Без этого борьба совершенно невозможна. Где в противном случае найдет человек точку опоры и во имя чего он будет бороться? В своей собственной личности? Во имя хотений своего "я"? Кстати, очень много лжеучений, где "я" возводят в идолы, и крутятся вокруг своего я. Но ведь здесь-то и находится самый очаг страсти, и в борьбе с нею опираться на собственные желания и склонности — это все равно что, борясь с блудом, дружиться с проститутками и у них искать нравственной поддержки. Пытаться найти эти устои в пользе или выгоде общества тоже бесполезно, потому что "общественная польза" - понятие слишком шаткое, расплывчатое, разными людьми понимается различно и подлежит бесконечным изменениям в зависимости от обстоятельств и условий времени.
Нравственные законы приобретают для человека безусловную обязательность и неизменность лишь тогда, когда он сознает их надмирное происхождение и слышит в них голос Бога. Только в этом случае они имеют абсолютную прочность и непререкаемый авторитет. На языке Церкви такое настроение, скрепляющее нравственный закон, называется "страх Божий". Страх Божий является, таким образом, основой нравственности и опорой в борьбе со страстью. И страх перерастает в любовь, но это на более высоких степенях совершенства. Человек не грешит, потому что очень любит Бога, уважает Его и благоговеет перед Ним. Человек приходит в совершенство, к святости. Редки такие души, но они были, достигали безмолвия, полностью забывали мир и всё, что в мире, единясь с Творцом. Сейчас же суета, проблемы, страсти обуревают людей, и даже сильного молитвенника, не давая ему востекать к Творцу. Но всё же, страсти имеют податливость, отступают от человека, практикующего духовную жизнь, с помощью Божией, отступают от того, кто с неотступностью, терпением и постоянством шествует узким путём, заповеданным Спасителем.
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят." (Мф. 5: 8).
Источники: https://bible.by/, автор статьи: https://dzen.ru/id/61aa1eff5a232157459f92bb, https://azbyka.ru/otechnik/.
Добровольная помощь каналу. Осуществить можно пройдя по ссылке: https://pay.mysbertips.ru/26245306. Помогай и Вам Господь!