Найти в Дзене
Русская Правда

Иван Ильин: «Почему мы верим в Россию?»

«Где бы мы, ​русские​ люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России. Это естественно и ​неизбежно​: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она ​есть​ проявление нашей живой любви к Родине и нашей ​веры​ в ​нее​. Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в ​нем​ъ ​Божии​ дары, что по-прежнему лишь на поверхности ​​омрачненное​​ живет в ​нем​ его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и ​духовные​ силы воскреснут. Те из нас, ​которые​ лишатся этой ​веры​, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как ​​засохшие​​ листья. ​Они​ перестанут видеть Россию в Боге и любить ​ее​ духом; а это значит, что ​они​ ​ее​ потеряют, выйдут из ​её​ духовного лона и перестанут быть русскими. Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ​её​ драгоценную самобыт

«Где бы мы, ​русские​ люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России. Это естественно и ​неизбежно​: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она ​есть​ проявление нашей живой любви к Родине и нашей ​веры​ в ​нее​.

Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в ​нем​ъ ​Божии​ дары, что по-прежнему лишь на поверхности ​​омрачненное​​ живет в ​нем​ его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и ​духовные​ силы воскреснут. Те из нас, ​которые​ лишатся этой ​веры​, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как ​​засохшие​​ листья. ​Они​ перестанут видеть Россию в Боге и любить ​ее​ духом; а это значит, что ​они​ ​ее​ потеряют, выйдут из ​её​ духовного лона и перестанут быть русскими.

Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ​её​ драгоценную самобытность и ​ее​ во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие ​есть​ Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара - свободы и самостоятельности на земле. Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ​её​ вечной ткани, ​её​ непреходящей субстанции и любовью принимать ​ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в ​нее​ ​все​ ​русские​ великие люди, ​все​ ​её​ гении и ​её​ строители. Только на этой ​вере​ мы сможем утвердить нашу борьбу за ​нее​ и нашу победу. Может быть, и не прав ​Тютчев​, что "в Россию можно только верить", ибо ведь и разуму можно многое сказать о России, и сила воображения должна увидать ​её​ земное величие и ​её​ духовную красоту, и воле надлежит совершить и утвердить в России многое. Но и ​вера​ необходима: без ​веры​ в Россию нам и самим не прожить, и ​ее​ не возродить.

Пусть не говорят нам, что Россия не ​есть​ предмет для ​веры​, что верить подобает в Бога, а не в ​земные​ ​обстояния​. Россия перед лицом Божьим, в Божьих дарах утвержденная и в Божьем луче ​​узренная​​, ​есть​ именно предмет ​веры​, но не ​веры​ слепой и противоразумной, а ​веры​ любящей, видящей и разумом обоснованной. Россия, как цепь исторических явлений и образов, ​есть​, конечно, земное ​обстояние​, подлежащее научному изучению. Но и самое это научное не должно останавливаться на внешней видимости фактов; оно должно проникать в их внутренний смысл, в духовное значение исторических явлений, к тому единому, что составляет дух русского народа и сущность России. Мы, ​русские​ люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик.

Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве; не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах; не только в его войнах, но и в сокровенном смысле этих войн. И особенно - в том скрытом от постороннего глаза направлении его сердца и воли, которым проникнута вся его история, ​весь​ его ​омолитвованный​ быт. Мы должны научиться видеть Россию в Боге — ​её ​сердце​, ​её​ государственность, ​её​ историю. Мы должны по-новому — духовно и религиозно осмыслить всю историю русской культуры.

И, когда мы осмыслим ​ее так, тогда нам откроется, что русский народ всю свою жизнь предстоял Богу, искал, домогался и подвизался, что он знал свои страсти и свои грехи, но всегда мерил себя Божьими ​​мерилами​​; что через ​все​ его уклонения и падения, несмотря на них и вопреки им, душа его всегда молилась и молитва всегда составляла живое естество его духа.

Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ​её​ укоренена в Боге и что ​её​ история ​есть​ возрастание ​её​ от этих корней. Если мы в это верим, то никакие "провалы" на ​её​ пути, никакие испытания ​её​ сил не могут нас страшить. Естественна наша ​​неутихающая​​ скорбь о ​её​ временном унижении и о мучениях, переносимых нашим народом; но неестественно уныние или отчаяние.

Итак, душа русского народа всегда искала своих корней в Боге и в Его земных явлениях: в правде, праведности и красоте. Когда-то давно, может быть еще в ​​доисторические​​ времена, был решен на Руси вопрос о правде и кривде, решен и запечатлен приговором в сказке.

"Надо жить по-Божьи... Что будет, то и будет, а кривдой жить не хочу"... И на этом решении Россия строилась и держалась в течение всей своей истории - от ​Киево​-​Печерской​ Лавры до описанных у ​Лескова​ "Праведников" и "Инженеров-​​Безсеребренников​​"; от ​Сергия​ Преподобного до унтер-офицера Фомы Данилова, замученного в 1875 году ​​кипчаками​​ за верность ​вере​ и родине; от князя Якова ​​Долгорукова​​, ​​прямившего​​ стойкой правдой Петру Великому, до умученного большевиками исповедника Митрополита Петербургского ​​Веньямина​ (далек от того, чтобы называться "исповедником" — прим.).

Россия ​есть​ прежде всего живой сонм русских правдолюбцев, "прямых ​​стоятелей​​", верных Божьей правде. Какою-то таинственной, могучей уверенностью ​они​ знали-ведали, что видимость земной неудачи не должна смущать прямую и верную душу; что делающий по Божьи побеждает одним своим деланием, строит Россию одним своим (хотя бы и одиноким, и мученическим) стоянием. И тот из нас, кто хоть раз попытался объять взором сонм этих русских ​​стоятелей​​, тот никогда не поверит западным разговорам о ничтожности славянства и никогда не поколеблется в своей ​вере​ в Россию.

Россия держалась и строилась памятью о Боге и пребыванием в Его живом и благодатном дуновении. Вот почему, когда русский человек хочет образумить своего ближнего, он говорит ему: "Побойся Бога!", а, укоряя, произносит слова: "Бога в тебе нет!" Ибо имеющий Бога в себе носит в своей душе живую любовь и живую совесть: две ​​благороднейшие​​ основы всякого жизненного служения, священнического, гражданского и военного, судейского и царского. Это воззрение исконное, древнерусское; оно-то и нашло свое выражение в указе Петра Великого, начертанном на Зерцале: "Надлежит пред суд чинно поступать, ​понеже​ суд Божий ​есть​, проклят всяк, ​​творяй​​ дело Божье с небрежением". Это воззрение выражал всегда и ​​Суворов​​, выдвигая идею русского воина, ​​сражающегося​​ за дело Божье. На этом воззрении воспитывались ​целые​ поколения русских людей и тех, что сражались за Россию, и тех, что освобождали крестьян от крепостного права (на основах, не осуществленных нигде в ​мире​, кроме России), и тех, что создавали русское земство, русский суд и русскую школу предреволюционного периода.

Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства, а русский человек утверждал его на ​вере​ в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ​ведомую​ душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпическое и спокойное восприятие смерти и на одре болезни, и в сражении, которое было отмечено не раз в русской литературе, в особенности у ​Толстого​ и Тургенева.

Но здоровая государственность и здоровая армия невозможны и без верного чувства ранга. И прав был тот капитан у Достоевского, который ответил безбожнику: "Если Бога нет, то какой же я после этого капитан?" Творческая государственность требует еще мудрости сердечной и вдохновенного созерцания, или, по слову Митрополита Филарета, сказанному во время коронования Императора Александра II, она требует "наипаче таинственного ​осенения​ от Господня Духа владычного, Духа премудрости и ведения, Духа совести и крепости".

Этим духом и держалась Россия на протяжении всей своей истории, и отпадения ​её​ от этого духа всегда вели ​ее к неисчислимым бедам. Поэтому верить в Россию, значит принимать ​​эти​​ глубокие и великие традиции, её​ воли к качеству, ​её​ своеобразия и служения, укореняться в них и уверенно строить на них ​её​ возрождение. И вот когда ​западные​ народы ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ​её​ духом, который вам чужд и недоступен. Мы утверждаем духовную силу и светлое будущее русского народа в силу многих оснований, из коих каждое имеет свой особый вес и кои ​все​ вместе ведут нас в глубину нашей ​веры​ и нашей верности.

Мы верим в русский народ не только потому, что он доказал свою способность к государственной организации и хозяйственной колонизации, политически и экономически объединив одну шестую часть земной поверхности; и не только потому, что он создал правопорядок для ста шестидесяти различных племен разноязычных и ​​разноверных​​ меньшинств, столетиями проявляя ту благодушную гибкость и миролюбивую уживчивость, перед которой с таким радостным чувством преклонился однажды ​Лермонтов​ ("Герой нашего времени", глава I, "​​Бэла​​");

и не только потому, что он доказал свою великую духовную и национальную живучесть, подняв и пересилив двухсотпятидесятилетнее иго татар; и не только потому, что он, незащищенный естественными границами, пройдя через ​века​ вооруженной борьбы, проведя в оборонительных войнах две трети своей жертвенной жизни, одолел ​все​ свои ​​исторические​​ ​​бремена​​ и дал к концу этого периода высший в Европе средний уровень рождаемости: 47 человек в год на каждую тысячу населения;

и не только потому, что он создал могучий и самобытный язык, столь же способный к пластической выразительности, сколь к отвлеченному парению, язык, о котором Гоголь сказал: "Что ни звук, то и подарок, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи"... ("​Выбранные​ места из переписки с друзьями");

и не только потому, что он, создавая свою особую национальную культуру, доказал и свою силу творить новое, и свой талант претворять чужое, и свою волю к качеству и совершенству, и свою даровитость, выдвигая из всех сословий "собственных ​​Платонов​​ и быстрых разумом ​​Невтонов​​" (Ломоносов);

и не только потому, что он выработал на протяжении веков свое особое русское правосознание (русский предреволюционный суд, труды российского Сената, русская юриспруденция, сочетающая в себе христианский дух с утонченным чувством справедливости и неформальным созерцанием права);

и не только потому, что он создал прекрасное и самобытное искусство, вкус и мера, своеобразие и глубина которого доселе еще не оценены другими народами по достоинству, ни в хоровом пении, ни в музыке, ни в литературе, ни в живописи, ни в скульптуре, ни в архитектуре, ни в театре, ни в танце;

и еще не только потому, что русскому народу даны от Бога и от природы неисчерпаемые богатства, ​надземные​ и ​подземные​, ​которые​ обеспечивают ему возможность, в самом крайнем и худшем случае успешного вторжения западных европейцев в его пределы, отойти в глубь своей страны, найти там ​все​ необходимое для обороны и для возвращения отнятого ​расчленителями​ и отстоять свое место под Божьим солнцем, свое национальное единство и независимость...

Мы верим в Россию не только по ​всем этим основаниям, но, конечно, мы находим опору и в них. За ними и через них сияет нам нечто большее: народ с такими дарами и с такой судьбой, выстрадавший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укоренилась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в служении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, то страдания очистят его взор и укрепят в ​нем его духовную мощь...

Мы верим в Россию потому, что созерцаем ​ее в Боге и видим ​ее​ такою, какой она была на самом деле. Не имея этой опоры, она не подняла бы своей суровой судьбы. Не имея этого ​живого​ источника, она не создала бы своей культуры. Не имея этого дара, она не получила бы и этого призвания. Знаем и разумеем, что для личной жизни человека 25 ​лет​ ​есть​ срок долгий и тягостный. Но в жизни целого народа с тысячелетним прошлым этот срок "выпадения" или "провала" не имеет решающего значения: история свидетельствует о том, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил. Так будет и с русским народом. ​Пережитые​ испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на ​веру​ очистят его духовное око и его религиозность. ​​Изжившиеся​​ запасы зависти, злобы и ​​раздорливости​​ отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия.

Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия.