Найти тему
Metal Head

SLAYER: МИР, НАРИСОВАННЫЙ КРОВЬЮ

/Окончание. Начало обзора дискографии Slayer можно прочитать здесь. Продолжение здесь/

Да, именно так американские трэшеры Slayer назвали свой лучший альбом двухтысячных. Их позднее творчество было весьма неоднородно и не всегда однозначно, но это касается почти всей американской великой четверки.

Как я говорил в предыдущей статье, Slayer были одними из самых осторожных музыкантов, творивших алхимию со своей музыкой, поэтому их эксперименты растянулись на чуть более поздний период, чем у тех же Metallica и Anthrax. И если на «God Hates Us All» еще слышны отголоски «Diabolus In Musica» из конца 90-х, то уже следующий пласт, «Christ Illusion» - своеобразный переходной мост к самому совершенному альбому позднего периода - «World Painted Blood». «Christ Illusion» - это вещь вообще стоящая несколько особняком от остального творчества группы. Она настолько богата отсылами и аллюзиями, что может понравиться, прежде всего, тем, кто давно следит за творческой жизнью коллектива. Тому же, кто знакомится с Slayer впервые, его категорически противопоказано слушать, что, впрочем, относится, ко всей дискографии группы после 90-го года.

Посему все, что написано ниже, больше относится к тем, кому пришелся по душе «Divine Intervention», описанный в предыдущем материале.

На альбоме «God Hates Us All» («Бог ненавидит нас всех», 2001), каждая композиция имеет стальной стержень, от которого отходит минимальное количество ответвлений: в основе лежит ударный, агрессивный, «рубящий в тыкву» рифф, в который вплетаются как всегда извращенные, странные, и, как это ни парадоксально, иногда меланхоличные соло (как пример - «Deviance»).

Уникальность данного релиза в том, что задуманная инструментальная монотонность и аскетичность композиций абсолютно не режет слух, благодаря довольно разнообразной вокальной работе: именно ритм фраз, сочетание вокала и музыки в нужных пропорциях создают атмосферу камеры-одиночки, в которую превращена черепная коробка; и стены этой камеры вот-вот, под непрекращающимся напором, покроются паутиной трещин и развалятся, попутно похоронив под собой узника. Эффект просто убийственный.

Текстовая начинка альбома не преподнесла сюрпризов: мизантропия, вызванная, в основном, презрением к человеку, настолько слабому и трусливому, чтобы отдать свою жизнь на откуп некоему «богу» и на него же перекинуть ответственность за себя и свои поступки; человеку, настолько больному в своей гордыне, чтобы решить, что он и есть некий «бог», либо его полномочный представитель, и возложить на себя право решать: кто будет жить, а кто этого недостоин; человеку, настолько глупому, чтобы возомнить, что он – существо разумное, без всяких на то оснований.

«God Hates Us All» присуща определенная цельность. Композиции тщательно подогнаны друг к другу, нет и особо выделяющихся по сравнению с остальными. Но, блин, слушать это реально скучновато.

«Christ Illusion» ("Иллюзия Христа", 2006). На этот раз Slayer выпустили техничный, агрессивный, но неоднозначный в понимании альбом. Мужики, зайдет, предупреждаю, реально не всем. Но кому это понравится, то понравится основательно.

Соло тут целенаправленные и мелодичные. Гитары играют как всегда, слаженно и ритмично. Соло Керри Кинга замедлились, хотя не потеряли своей мелодики. Барабанные партии вернувшегося Ломбардо, внезапно, наводят ассоциации с "Enemy of God" Kreator. Вокал стал более "солидным" по сравнению с предыдущими альбомами видимо возраст музыкантов даёт о себе знать. Особо орать уже не к лицу.

В текстах отсутствуют какие-либо табу на описание смерти, насилия, современной религии, сатанизма. Все песни – это лишь отражение текущих мировых проблем. Группа все так же пытается довести до слушателя их взгляд на "полезность" Бога. "Неужели Бог и религия не помогают человечеству?" - спросит иной слушатель после прослушивания "Christ Illusion"? Ответить на этот вопрос должен только тот, кто его задал.

Пусть «Christ Illusion» альбом не выдающийся, но по мне, так вполне достойный марки Slayer, и занимает в дискографии команды особенное место. Любителям трэша, беспокоящимся, какой он есть, этот диск, следует успокоиться: уже с первой вещи музыканты берут «быка за рога» с присущим им мастерством. Перед нами работа, продуманная до мелочей, с интересными текстами (только взгляните на название песен!), и не менее разнообразной музыкой от скоростных запилов до «медленного» трэша с прогрессивным оттенком (имеется в виду вещь «Catatonic»).

Думается, «Иллюзия Христа» уверенно потеснит на ваших полках не самые яркие релизы группы, но уж конечно и шедевры прошлых лет затмить не сможет.

На протяжении почти двадцати последних лет своей карьеры, Slayer что только не делали, как только не экспериментировали. Что же имеем теперь? Атмосфера на «World Painted Blood» («Мир, нарисованный кровью», 2009), тоже отлична от ауры, которую излучали предыдущие опусы коллектива. Если, как правило, раньше мы имели агрессию и тотальное зло, а также рассуждения о полезности бога, то тут, по большей части, пред нами предстает этакая больная атмосфера мира, полного маньяков, совершающих свои злодеяния под покровом ночи.

Что о работе музыкантов, то она, как всегда, на высочайшем уровне. Дэйв Ломбардо, несмотря на уже зрелый возраст, продолжает расти как музыкант, и его рост очевиден на этом альбоме. Выражается это и в разнообразных партиях и в фирменных брэйках, которые стали еще более замысловатыми и оригинальными. Джефф стал чаще использовать "квакушку". Но наиболее прикольно он ее применил в соло к композиции "Unit 731", т.к. использование данного эффекта придало соло фанковый характер с интересным ритмическим рисунком.

Без капли сомнения смею заявить, что это один из самых разнообразных (если не самый) дисков Slayer за всю их карьеру. Это определенно новый уровень. Описать словами все интересные ходы слишком проблематично, но я все-таки выделю два наиболее впечатливших меня момента: 1) чуть ли не партия для скрипичного оркестра в "Beauty Through Order"; 2) бластбиты в "Public Display of Dismemberment", при этом ассоциация возникает не с дэт-металом, а больше с неуправляемым локомотивом, несущимся на полном ходу;

Но это, естественно, далеко не все. В каждой из композиции есть что-то, что довольно сильно отличает ее от других (иногда в пределах не только альбома, а творчества группы в целом). В позднем творчестве Slayer однозначно – лучший альбом.

Кинг, обещавший сделать свои соло более запоминающимися, сдержал свое обещание - в его соло стало действительно больше западающих в память мотивов. Том проделал великолепнейшую работу в вокальном плане. Он все исполнил очень эмоционально, и главное, разнообразно. Его басовые партии как всегда прямолинейны, но, как говорится, "в тему".

Двенадцатый по счету альбом Slayer «Repentless» («Раскаявшийся», 2015) получился продуктом и одновременно жертвой обстоятельств. Сложившаяся ситуация (смерть Ханнемана - одного из отцов-основателей и, как постфактум стало выясняться, автора всех хитов группы (тех, что родом из 80-х, вестимо), настойчиво требовала его выпуска. Вопрос стоял не о материальной выгоде, он был нужен ради того, чтобы заткнуть рты псевдофанам и доказать, что здесь и сейчас, в таком составе, Slayer вполне себе дееспособны как творческие единицы, а не просто являются эксплуататорами материала тридцатилетней давности.

Проблемой же оказался тот факт, что Slayer, не могущие опуститься ниже определенной планки чисто в силу огромного опыта, выше своего уровня прыгнуть также не смогли: альбом слушается как компиляция доработанных и переписанных бисайдов из первой половины 90-х, когда идеи, доведенные до совершенства на «Seasons in the Abyss», уже заколупали в первую очередь самих Slayer, а мыслей, позволивших записать совершенно иной по качеству композиторской работы «World Painted Blood», еще толком не набралось.

Беда не в том, что Кинг остался единственным автором, с живым Джеффом альбом вряд ли получился таким же по содержимому, и наверняка избежал бы проблем с недопродюсированием, грубых стыков частей композиций и общей недоработанности. Соло Хольта, пусть и отличные по стилю от эталонных кинговско-ханнемановских, не освежают материал – они просто приближают его к «обычному» трэшу. И ничего хорошего в этом нет, поскольку, пусть Slayer не отличались разнообразием собственных творческих идей, до этого они никогда не были похожи на кого-то еще, сохраняя свою уникальную идентичность.

Впрочем, не стоит думать, что этой идентичности они лишились полностью: альбом отлично звучит, прекрасно графически оформлен, к заглавному треку снят шикарнейший клип, а все претензии выше лишь от того, что с топовых команд и спрашивают по-иному.

Видео по теме: