Как только я переехала в январе в Москву, то решила пройтись по всем популярным местам, прям по списку.
Artplay в этом списке был. Может нужно туда летом приходить, а не в январе как я, но мне совершенно это место не понравилось.
Но на карте я случайно обнаружила поблизости Спасо-Андроников монастырь. И каково было моё счастье свой выходной провести в этой замечательной обители!
Вот и знаменитый Спасский собор.
Посмотрите какие стены у собора внутри, сколько же они видели...
Совершенно случайно я зашла на территорию, и оказалось, что здесь есть музей и через 10 минут начинается экскурсия. Стоит 200 рублей. Жаль длилась всего час, я бы послушала ещё несколько часов, потому что это оказалось так интересно!
Это один из лучших религиозных музеев, в которых я была. И название его «Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрея Рублёва», потому что здесь же сам Андрей Рублёв расписывал Спасский собор – самый древний белокаменный храм Первопрестольной. Здесь же он и погребен. Это даже написано на самой табличке (несколько фото выше).
Восхитительное место, которое никого не оставит равнодушным. Я взахлеб слушала про иконы и про то, как они пишутся…
Немного поговорим о музее, который появился в 1947 году благодаря Петру Барановскому. Главной целью музея было спасти сам ансамбль монастыря, чтобы он в свою очередь получил статус историко-архитектурного заповедника. С этого момента начались экспедиции по заброшенным храмам и музеям, чтобы найти бесценные иконы и привести их в музей.
Я была на экскурсии и много слушала про иконы, и хотела бы рассказать о некоторых из них…
«Возведение Иисуса Христа на крест».
Середина - третья четверть 17 века.
Москва.
Дерево, темпера (прим. многие русские соборы Москвы в 15-17 веках расписывали именно темперой).
Поступила икона в музей в 1998 из другого музея – Истринского краеведческого. До этого, судя по информации в интернете, была в алтарной части Никольского храма Новоспасского монастыря. Где икона находилась до 1910 года – неизвестно. Написана она была по московским меркам иконописи, которая устоялась при правлении Михаила Романова в первой половине семнадцатого века. Это редкий сюжет для иконы, потому что обычно по западным традициям Христа прибивают на уже лежащий крест на земле, и потом поднимают на Голгофу. Здесь мы видим, что два молодых человека на двух лестницах поднимают Христа на стоящий крест на фоне розоватой стены Иерусалима, а с двух сторон наблюдают за этим событием в ярких одеяниях иудеи.
"Воскресение (Сошествие во ад)".
Третья четверть 16 века. Псков.
Дерево, темпера.
На этой иконе мы видим, что Христос разрушил своим божественным светом тьму ада и выводит оттуда Адама, Еву (она в красной одежде, а красный цвет означает цвет торжества), царя Давида, Иакова и остальных... С двух сторон внизу можно увидеть людей в белых одеяниях в гробах – это праведники, которые тоже стремятся к Христу.
Если мы сравниваем иконы с псковских земель, то они не такие яркие, преобладают земельные цвета.
Икон много интересных, о которых можно читать и читать, рассказывать и рассказывать... Но хочу уделить внимание иконостасу Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале 1663-1670 годов. Жаль, что невозможно было показать все в одном кадре.
Когда писала об этом месте, сейчас, спустя 5 месяцев, появилось сильное желание прочитать о всех иконах более подробно, и прийти в этот музей заново и пересматривать их, потому что эти экспозиции клад для изучения.