Люблю рассматривать исторические фото с разных ракурсов. Это полезно. Вот, например, на фото одноглазый добитый грузовик ЗиС-150 на строительстве концертного зала "Украина" в Харькове. Фото датировано 1960 годом.
Что если смотреть на это фото глазами читателя советской передовицы?
Передовая стройка как идеологическая иллюстрация прогрессивности советского строя. К 100-летию В.И.Ленина – в 1970 году -- эту инженерную конструкцию продублируют в Херсоне в виде КЗ «Юбилейный». А минчане нечто подобное по форме увидят ещё спустя шесть лет в Парке Горького в виде крытого катка. Опёршись на соху, страна таки встаёт с колен и пускай не мы, так хоть наши дети поживут.
Но что если посмотреть на это фото глазами парткомовских инженеров человеческих душ?
Прошло пятнадцать лет после войны. Мужиков крепостных мало - всех перебили сперва в Гражданской, затем в 1937-ом, потом в Отечественной. И это если не принимать во внимание Первую Мировую, а не принимать её во внимание никак нельзя. Рук не хватает, умы ещё молоды и не набрались опыта, преемственность поколений утрачена, если не сказать, что её осознанно выкорчёвывали как гнилой пень. Ладно. Бабы ещё нарожают. Зачем изобретать велосипед? Скоммуниздим у америкосов всё надёжное и проверенное - так быстрее и дешевле догнать и перегнать. А потом не любить их будем.
Но что если посмотреть на фото глазами советского архитектора?
Ну разве этим обкомовским политрукам что-то докажешь, не ткнув в американский журнал со словами "А вот там вот у них уже..."?
Они же не восприимчивы ни к чему новому, не понимают его и боятся как столыпинский конь трактора времён НЭПа. Их бог - демоноподобный демиург с сознанием императора. Но он же не коммунизм строил, а Византию возрождал, отступив от идей не только Маркса, но и Ле Корбюзье. Понастроил для своих верноподданных соколят эти а-ля-екатерининские дворцы-высотки и наполеоновские триумфальные арки. И египетская мумия фараона в саркофаге на лобном месте лежит...
А народ до селе в бараках ютится. В какую рабскую идолопоклонническую дремучую тьму хотел загнать нас этот дикарь?
И в слух ничего не скажешь, если не хочешь турпутёвку на Колыму. Хоть об стол головой бейся или твори в него...
Но что если посмотреть на это фото глазами американца?
Американец, скорее всего, увидит на этом фото упрощённую советскую послевоенную копию лэнд-лизовского грузовика International Harvester K-7 на строительстве опять таки упрощённой копии Dorton Arena, построенной в Северной Каролине в год смерти Сталина по проекту архитектора Мачея Новицкого – он предложил седловидную конструкцию, напpяжённую вантовой сеткой.
У олдскульного американца этакая вторичность советской конструкторской мысли может вызвать ехидную улыбку. Мол, вот она - капиталистическая форма мотивации труда, не коммунисты доминанта, локомотив и вершина индустриальной пирамиды - не даром на банкноте доллара она и масонский Третий глаз. Мы понесли меньше всего человеческих жертв, руками русских выиграли войну, а эти красные ещё нам туфлей с трибуны ООН грозят?
С точки зрения нас, современников Алисы Селезнёвой, это как лицезреть на экране собранного в Китае IPhone китайский клон Porsche на фоне китайского клона Эйфелевой башни в городе Тяньдучэн. Мы можем опасаться что китайцы захватят весь мир или посмеиваться, но с чего?
А что если посмотреть на это фото глазами Мачея Новицкого?
Мачей Новицкий – польский архитектор, родившийся в забайкальской Чите. Зигмунт Новицки – его отец, в памятном 1905 году поплатился перед российской монархией за то, что стал соорганизатором тайного съезда учителей Королевства Польского и был избран президентом Союза народных учителей. Т.е. с точки зрения российского империализма являлся националистом и сепаратистом, за что и был сослан в Сибирь. После Октябрьской Революции, пообещавшей вольную народам, да не сдержавшей слово, семья Новицких хотя-бы смогла вернуться на свою Родину.
Потом, и отец, и сын, словно следуя заветам Ильича, воевали за возрождение польской, то ли короны, то ли государственности, но на всех фронтах.
Отец погиб во время Варшавского Восстания, будучи и при нацистской оккупации членом подпольной организации учителей. А сын, воевавший в Армии Крайовой, после победы во Второй Мировой союзников Армии Людовой релоцировался в США, где сотрудничал с Ле Корбюзье, Ээро Саариненом (междунаpодный аэpопоpт Вашингтона им. Даллеса и Центp полётов авиакомпании TWA в нью-йоpкском аэpопоpту им. Кеннеди), Йоpном Утсоном (Сиднейский опеpный театp)... и в это же время в ПНР его имя вплоть до 1975 года было вычеркнуто из всех учебников по архитектуре за отказ архитектора вернуться в социалистическую Польшу и работать там - очевидно поляк иллюзий не питал, учитывая сибирский опыт отца и Катынь братьев по оружию из Армии Крайовой.
И вот представляю себе, как году эдак в 1970-м Мачей Новицкий разглядывает в журнале Life (а вдруг это фото сделал известный американский фоторепортёр Джерри Кук, он же урожденный одессит Юрий Кутчук?) фотографию грузовика ЗиС-150 на фоне строящего харьковского КЗ:
- Мало того, что они прошлись катком по нашей семье и заимствуют идеи без спроса, так ещё и имя вычеркнуто из всех аналов истории. Маккартинщина сплошная на языке.
А что если ещё рассмотреть это фото глазами китайского товарища из города Тяньдучэн из всё дальше и дальше отдаляющейся второй половины ХХ века?
Китаец увидел бы на этом фото советский прототип китайского грузовика Jiefang CA-10. Да - производства того самого «Автомобильного завода № 1», чья проходная точь-точь как у снесённого в Москве завода ЗиЛ - FAW был построен при братской помощи Советов и ныне с оборотом за 30 миллиардов долларов в год входит в первую пятисотку крупнейших предприятий мира. По лицензии тут собирали Audi-100 и гибридную Toyota Prius.
- «Цзефань» — какое прекрасное название, -- мог бы подумать китайский товарищ, -- «Освобождение».
Подумать и, сворачивая в кулёк китайскую передовицу с заметкой о передовом опыте советских товарищей, в очереди за своей жменей риса представить себе прекрасное будущее Тяньдучэня и победу идей Великого Кормчего над гегемонией дяди Сэма. Но не будем пока заглядывать в будущее. Люблю рассматривать исторические фото с разных ракурсов. Это полезно.