Целебную воду ингушского родника Хьовра-хьаст необходимо набирать в глиняный сосуд непременно до восхода солнца
Целебную воду ингушского родника Хьовра-хьаст необходимо набирать в глиняный сосуд непременно до восхода солнца: когда гора черная, а ручей белый. Так советуют старожилы. Ключ к исцелению кроется в химической реакции, в которую под покровом ночи вступает серебро.
Родник неподалеку от Гули покажет любой ингуш. Сколько бы ни было лет встретившемуся вам местному жителю, он в красках расскажет легенды, припорошив срок давности истории современными медицинскими фактами. А еще обязательно расскажет, что Хьовра-хьаст исцелил его прапрадеда, а живая вода источника воскрешала смертельно раненых воинов.
Между родовыми башнями Кязи и Бишт образовалась практически кафедра для ценителей народной медицины и ученых, кто пытается разгадать волшебные свойства горной воды. Первыми дорогу к живому ключу, бьющему из черной горы, покрытой сланцем, протоптали животные. Это заметили пастухи, когда однажды остановили свои отары на ночлег неподалеку от родника. К колодцу пришла раненая медведица, пробывшая у целебной воды всю ночь, а к утру, от нарывающей раны не осталось и следа. Тогда же чабаны и стали набирать с собой родниковую воду – на долгих перегонах она оказывалась лучше любого снадобья.
Сарафанное радио быстро разносило весть о целебном источнике и вскоре сюда стали приносить болеющих младенцев, измученных хворью стариков и умирающих от ран воинов. Хьовра-хьаст, кстати, так и переводится «рана-заживление». В XX веке удивительным горным ключом заинтересовались ученые: люди науки никак не могли поверить в магию, о которой твердили им чудом излечившиеся пациенты. У Гули развернули экспедицию и после взятия несколько проб родниковой воды в разное время суток была разгадана тайна Хьовра-хьаст. В воде с заходом солнца повышалась концентрация серебра.
Так обычная родниковая вода стала в один ряд с антисептиками, которые использовались для обработки и подсушивания незаживающих ран. А при отсутствии соприкосновения с солнечными лучами в одном литре ингушского родника обнаруживали до 4мг аргентума, что приравнивало обычную воду к антибиотику.
Когда серебряный родник решили «разливать» в промышленных масштабах и уже подготовили проект, он «затих». Поле этого среди местных жителей Хьовра-хьаст прослыл исключительно, как священный ключ, целебные свойства которого нельзя купить ни за какие деньги.
Сюда, как и несколько веков назад, приходят до восхода солнца и желательно с глиняными или стеклянными кувшинами - так советуют старожилы. А вот с рассветом здесь можно встретить скорее экскурсионные группы, которые приезжают послушать рассказ о чудесной воде.
Фото: Евгения Новоженина. РИА Новости
Валерия Поддаева