Найти в Дзене
Особый взгляд

Как незрячие люди играют на музыкальных инструментах?

Оглавление
«Мой любимый преподаватель как-то сказал: «Для музыканта важны три вещи: любовь к музыке, голова (мозги) и уши». Заметьте, зрения в этом списке нет».
Иллюстратор: Галина Воробьева
Иллюстратор: Галина Воробьева

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Иван, незрячий музыкант

«Мой любимый преподаватель как-то сказал: «Для музыканта важны три вещи: любовь к музыке, голова (мозги) и уши». Заметьте, зрения в этом списке нет.

Для начала отвечу на вопрос о нотной грамоте. Разумеется, отсутствие зрения накладывает определенный отпечаток на профессиональную деятельность. Так, например, незрячий музыкант никак не может читать нотно-линейную систему, то есть ноты для зрячих. Также он не сможет писать диктанты в той же системе. Для тех, кто не знает, диктант — это сыгранная мелодия или многоголосие, которое необходимо перенести на нотный лист.

Есть несколько выходов.

Нотно-линейная система Брайля

Существует нотная система Брайля. Тем же рельефно-точечным шрифтом могут быть написаны не только буквы, но и ноты. Это снимает практически все ограничения, но есть ряд условностей.

Во-первых, скорость чтения таких нот существенно ниже, чем обычных. Незрячий пианист не сможет с листа сыграть незнакомое произведение с полной фактурой. На его разбор у него уйдет по меньшей мере дня 3–4, и это в лучшем случае. Все зависит от сложности произведения и от его фактуры. Обращаю внимание, что я сейчас говорю не о работе над пьесой или сонатой, а лишь о простом чтении нот.

Во-вторых, могут возникнуть сложности при обучении, если преподаватель не владеет нотной системой Брайля. Человек просто не сможет проверять диктанты незрячего ученика. Эта проблема возникает и при обычном письме в аналогичной ситуации.

Использование музыкальных редакторов для разбора

Некоторые произведения можно скачать в MIDI-файле. Особенно это относится к каким-нибудь популярным пьесам и сонатам. Уверяю вас, какую-нибудь "Лунную сонату" Бетховена вы найдете в два счета, да еще и в нескольких вариантах. А поскольку MIDI-файл состоит из набора нот, его можно спокойно разобрать в любом музыкальном редакторе и сделать с произведением все, что вздумается: проиграть его понотно, замедлить, ускорить и т. д. Но у этого метода есть один недостаток — MIDI-файлы могут содержать ошибки в нотном тексте по недомыслию, незнанию или раздолбайству людей, которые эти файлы пишут. Так что произведение следует переслушивать несколько раз и разбирать его только в том случае, если на слух никаких несоответствий не находится. Для примера можно сравнить информацию из MIDI-файла с какой-нибудь живой записью исполнения этого же произведения. Но для этого требуются хорошие уши. И музыкальная грамотность.

А как дела обстоят с игрой на музыкальных инструментах?

Как я писал выше, главное для музыканта — мозги и уши. Ну и чувство ритма, конечно же. Любое взаимодействие с музыкальным инструментом завязано на мышечной памяти. Все так же, как и с использованием компьютерной клавиатуры — выучил расположение букв и цифр, а спустя какое-то время пальцы начинают бегать по кнопкам автоматически.

Подумайте вот над чем: сможет ли в быстром темпе зрячий человек смотреть на клавиши фортепиано? А сможет ли трубач глазами проконтролировать поток воздуха? А отмерить микронное расстояние для пальцев при игре на струнно-смычковых инструментах типа скрипки, виолончели и т. д.? Ведь на последних, как известно, нет ладов.

Вот и я думаю, что нет. Спустя какое-то время после начала обучения начинает работать мышечная память, и игра на инструменте становится автоматической и у зрячих, и у незрячих.

Разумеется, при обучении будут возникать дополнительные сложности – преподавателю придется тактильно все показывать и объяснять. Но после того, как рука, что называется, будет поставлена, проблема уйдет сама по себе».

Анастасия, ученица музыкальной школы

«Сфера музыки популярна в кругу незрячих и слабовидящих людей. Часто играть на музыкальных инструментах незрячие начинают еще с детства. Их заинтересованность в разных звуках и любовь к различной звуковой импровизации порождают желание развивать свое мастерство в этом направлении.

Опираясь на собственный опыт игры на фортепиано, скажу, что как только хорошенько исследуешь расположение клавиш на инструменте, то легко будешь их находить в процессе игры. Тут срабатывает мышечная память, с помощью которой человек чувствует, на какое расстояние нужно перенести руку до той или иной клавиши.

Конечно, без промахов не бывает. Иногда приходится отрабатывать один скачок с ноты на ноту довольно долго. Как, впрочем, и всем музыкантам. Помогают упражнения в виде этюдов, арпеджио, аккордов и гамм.

Музыкальные произведения можно, конечно, разбирать "с рук", с помощью зрячего наставника, который поможет выучить наизусть текст произведения. Если идет речь о самостоятельном разборе, тут, конечно, выручают ноты, напечатанные шрифтом Брайля. Разумеется, по Брайлю можно найти не все произведения. Но в нотном отделе библиотеки ВОС нотных сборников довольно много, особенно классики.

Если незрячий музыкант планирует заниматься музыкой серьезно, конечно, ему необходимо осваивать нотную систему Брайля, поскольку разбор многоголосного текста максимально качественно можно осуществить только при наличии под руками нот.

Теорию по сольфеджио незрячие изучают так же, как и все, — конспектируют материал на уроках сольфеджио по Брайлю. Поют с листа и пишут диктанты незрячие с помощью нотной системы Брайля».