Найти в Дзене
МуZей Победы

Пламя обжигает руки, но прыгать нельзя – внизу немцы. Подвиг летчицы бомбардировщика Пе-2 Клавдии Фомичевой

Оглавление

Клавдия Фомичева летала на бомбардировщике Пе-2. Она трижды была подбита зенитками, но ни разу не бросила экипаж и всегда выполняла поставленную задачу. Всего на счету гвардии капитана было 55 боевых вылетов, в ходе которых она нанесла большой урон врагу. Рассказываем, как Фомичева рискнула своей жизнью, чтобы спасти раненого штурмана, и почему полеты на Пе-2 для девушек были особенно трудными.

Путь в авиацию

Клавдия родилась 25 декабря 1917 года. Через год умер ее отец, хозяйство осталось на руках у больной матери, из-за чего ей пришлось рано начать работать. В 1931 году Фомичева окончила семилетку и поступила на службу учеником счетовода. Работу она совмещала с учебой на вечернем отделении школы банковского ученичества. Вместе с подругами она занималась спортом, работала с пионерами, ходила в туристические походы, музеи, участвовала в восхождении на вершину Эльбруса.

-2

В 1936 году при Госбанке СССР открылись курсы планеристов. Клавдия с товарищами поехала на станцию «Планерная» полюбоваться полетами. Фомичева сразу влюбилась в авиацию, записалась на курсы и стала одной из лучших планеристок. Вскоре ее направили на учебу в аэроклуб Осоавиахима, после окончания которого в 1938 году она стала летчиком-инструктором.

УТ-2
УТ-2

В первый день Великой Отечественной Фомичева подала рапорт об отправке на фронт, однако его отклонили. В октябре 1941 года в советских ВВС началось формирование трех женских авиаполков. Узнав об этом, Фомичева записалась добровольцем в истребительный полк. Ведь все ее воспитанники шли в истребительную авиацию. Клавдия быстро освоила полеты на учебном самолете УТ-2 и готовилась к вылету на боевом истребителе Як-1.

Клавдия Фомичева на фоне Пе-2
Клавдия Фомичева на фоне Пе-2

Однако Мария Раскова, которая формировала полки, перенаправила Фомичеву в бомбардировочный полк. Свою роль сыграл характер Клавдии: ее выдержка, умение организовать людей, спокойствие и хладнокровие хорошо подходили для управления бомбардировщиком. Фомичева стала осваивать новый бомбардировщик Пе-2. Это был современный самолет с хорошими характеристиками, однако у него был недостаток, который проявлялся в каждом полете. На Пе-2 механизмы управления требовали от летчика серьезных физических усилий. Поэтому зачастую девушки взлетали «в четыре руки»: штурман поддерживал летчику спину и руки. Непросто было отрывать таким образом от земли самолет, нагруженный бомбами.

На фронте

После подготовки Фомичева в январе 1943 года попала на передовую. Она сражалась на Сталинградском, Северо-Кавказском и Западных фронтах. 28 августа 1943 года во время боевого вылета осколком зенитного снаряда был пробит водяной радиатор ее самолета. Однако Клавдия хладнокровно управляла бомбардировщиком на одном моторе несколько десятков километров и успешно совершила посадку на ближайшем аэродроме. За этот подвиг Клавдия Яковлевна Фомичева была награждена орденом Красного Знамени.

-5

Едва она получила награду, состоялся еще более трудный боевой вылет. 17 сентября экипаж Фомичевой в составе девятки Пе-2 атаковал позиции немецкой артиллерии под Ельней. «Пешку» Клавдии вновь подбили зенитки. У самолета был поврежден бензобак и управление, осколками плексигласа девушке обожгло лицо. Однако Клавдия смогла точно сбросить бомбы и повернуть домой.

Пе-2 подполковника Дмитрия Даниловича Валентика, фотография приведена для иллюстрации
Пе-2 подполковника Дмитрия Даниловича Валентика, фотография приведена для иллюстрации

Подбитый бомбардировщик с трудом слушался, однако Фомичева все же решила садиться. В первую очередь это решение было обусловлено тем, что тяжело раненый штурман не имел возможности выпрыгнуть с парашютом. Клавдия не могла его бросить и поэтому решила рискнуть. Она приказала стрелку-радисту прыгать, после этого стала заходить на посадку. Девушка направила бомбардировщик левее рабочей полосы, так как на ней находились самолеты. В конце пробега Пе-2 наскочил на воронку от взрыва, перевернулся и загорелся. Раненый экипаж был чудом спасен.

-7

После длительного восстановления в июне 1944 года Фомичева вернулась на фронт и успела совершить только два боевых вылета. 22 числа она успешно отбомбилась по позициям артиллерии немцев в районе хутора Ласырщики под Оршей. А на следующий день у деревни Заволны ее «Пешку» вновь сбили зенитки. У бомбардировщика загорелся левый мотор, но раненая в ногу Фомичева хладнокровно сбросила бомбы и попыталась дотянуть до своих, чтобы не попасть в плен.

-8

Экипаж вовремя успел покинуть падающий самолет. Последней прыгала раненая Фомичева с высоты 200 метров. Это было минимальное расстояние для успешного раскрытия парашюта. В тот день ее сочли погибшей и похоронили заживо. Однако экипаж приземлился на освобожденной от немцев территории и вскоре добрался до своих.

-9

После лечения Фомичева вернулась в строй. В годы Великой Отечественной летчица совершила 55 боевых вылетов для бомбардировки живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон. Клавдия Яковлевна Фомичева награждена множеством орденов и медалей, удостоена звания Героя Советского Союза.

-10

Больше историй о советских воинах на фронте вы узнаете на экспозиции «Подвиг Армии».

Источники:
1. Проект «Память Народа»
2. Проект «Warheroes»
3. Проект «Airaces»
4. Проект «Warbook»
5. Колоризация фотографии - Константин Фиев

#МузейПобеды #ПодвигАрмии