Найти тему

Полностью беспилотный трамвай появится через три года

Оглавление

Беспилотные трамваи из России, Бразилии и Китая будут тестировать на специальном полигоне в Петербурге. Пока трамваям с искусственным интеллектом разрешено только помогать водителю. Полностью перейти на автоматику хотят в 2026 году.

Нейросетям разрешают тормозить

Федеральный полигон для тестирования трамваев с искусственным интеллектом (ИИ) решили создать на базе ГУП "Горэлектротранс" в Петербурге. Развитие полигона и перспективы беспилотных трамваев обсудили 2 июня на научно-техническом совете Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта. Серьёзность намерений подтверждали участвовавшие в заседании замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак и замглавы фракции "Единая Россия" в Госдуме Сергей Морозов.

Полигон даст возможность производителям испытывать оборудование в условиях реальной среды. Там будут проверять все закупленные "умные" трамваи с системами активной помощи водителю (а водителей станут обучать работе на таких трамваях). И проводить испытания перспективной техники и технических решений, которые ещё только разрабатываются производителями.

По словам директора петербургского "Горэлектротранса" Дениса Минкина, абсолютно все горэлектротрансы страны будут здесь проверять и испытывать трамваи с интеллектуальными системами.

Все новые серийные трамваи, поступающие в Петербург с 2022 года, оснащаются искусственным интеллектом, разработанным компанией Cognitive Pilot. Сейчас им оборудованы 82 вагона. "Умные" трамваи на двух петербургских маршрутах прошли суммарно более 50 тысяч километров.

Набор сенсоров — это две камеры под стеклом в кабине водителя и один радар в передней части трамвая под корпусной панелью. "Начинку" для Cognitive Tram Pilot, включая вычислительные блоки, видеокамеры и радары, выпускают в России на производстве компании в Томске. В Cognitive Pilot говорят, что в их оборудовании используется более 70% отечественных комплектующих.

Робот уже фактически участвует в управлении трамваем, но развернуться ему не дают. Сейчас в кабине трамвая с ИИ обязательно находится водитель. Система, которая ему помогает, способна распознавать сигналы светофора, всевозможные помехи по ходу движения (пешеходов, машины, сугробы) и знаки ограничения скорости. На основе этой информации система оценивает дорожную ситуацию и подаёт водителю сигналы об опасности.

Если водитель не реагирует, ИИ самостоятельно принимает решение об автоматическом торможении. Если водитель пытается ехать быстрее, автоматика не даёт ему этого сделать. Если у водителя закрыты глаза — вагон с места тронуться не может.

Толерантный робот

-2

Применение искусственного интеллекта в управлении трамваями уже сейчас позволяет сделать транспортный поток на линиях более равномерным и минимизировать заторы, говорят в петербургском "Горэлектротрансе". Кроме того, система помощи водителю обеспечивает более комфортный для пассажиров скоростной режим — без рывков и торможений, а также сокращает время ожидания трамваев на 5–10%. По подсчётам специалистов, искусственный интеллект способен продлить срок жизни инфраструктуры до 40% и вагонов до 15%. Это связано с контролем скоростного режима, уменьшением числа инцидентов с "биением" стрелок, повреждением крестовин и кривых участков полотна.

Трамваи с элементами автопилотирования — это сегодняшняя реальность. Они работают не в лабораторном режиме, а на штатных городских маршрутах, они возят пассажиров, рассказывает Денис Минкин.

"Это как автоматические кассы в магазинах. Ещё вчера везде были кассиры, а сегодня ваши товары робот считает. Сейчас водитель сидит в кресле и отвечает за безопасность в соответствии с ПДД. Но если заглядывать в будущее, когда этот вопрос будет решён формально, то, я думаю, водитель превратится в бортинженера. Будет помогать слабым людям, следить за безопасностью и работоспособностью агрегатов, но профессия его изменится", — говорит Минкин.
"Сегодня трамвай только тормозит. Робот вмешивается в процесс торможения, если водитель не успевает, — продолжает директор "Горэлектротранса". — Более того, робот ведёт себя по отношению к водителю максимально толерантно. Он сначала подсказывает, что водитель что-то делает не так, и только потом берёт управление на себя. Но перспектива перехода к полному беспилотному управлению очень близка, технически проблема уже решена. И реализовано это было ещё 60 лет назад — когда Гагарин полетел в космос. В этом смысле, конечно же, наша страна — один из лидеров в мире в решении кибернетических задач".

Ночная жизнь трамвая

Фото: electrotrans.spb.ru
Фото: electrotrans.spb.ru

Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии искусственного интеллекта в сферу общественного электротранспорта, говорит генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

"Существует несколько очень важных постулатов, которые на полигоне в Петербурге будут опробованы, нужно наработать большой статистический материал. Петербург даст решение и для больших городов, и для маленьких, и не только для России. Под испытаниями на этом полигоне уже подписались наши бразильские и китайские партнёры. То есть это будет международная площадка. Он выходит за рамки политических амбиций, это просто новая эра в технологическом переделе", — поясняет Ускова.

По её словам, нейросети проникают в городскую систему намного быстрее, чем этого ожидали. С этим согласен и Денис Минкин.

"Следующий наш этап — система автоматической расстановки трамваев в парке. Трамвай, когда приедет в парк, высадит водителя и сам поедет на своё место. Ночью съездит на мойку, сам вернётся обратно и сделает это с учётом оптимального выпуска на следующее утро. Я планирую, что эту систему мы внедрим к концу следующего года. То есть темп развития события, действительно, очень большой. Технологически мы отстаём от Запада, это так. Но есть моменты, в том числе и в области автоматики, где я бы поспорил. У американцев, например, нет тех решений, которые уже есть в наших трамваях".

Госдума погружается

-4

Общественный транспорт с искусственным интеллектом станет частью глобальной системы безопасности, полагает Ольга Ускова.

"С учётом всех происходящих событий такой вопрос мегаважен. Камеры и радар — это не только безопасность транспортных путей, это ещё и съёмка всего, что происходит в городе. Думаю, что трамваи в очень скором времени будут выполнять гораздо более глубокие функции", — говорит она.

Когда беспилотные трамваи станут работать на улицах — вопрос к законодателям, объясняет Минкин. Он думает, что это произойдёт в пределах ближайших пяти лет.

Для того чтобы дать "зелёный свет" рельсовому беспилотному транспорту, нужно изменить около десятка нормативно-правовых актов. Депутатов Госдумы это не пугает, утверждает зампредседателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Госдумы Сергей Морозов.

"Нам нужно будет поменять закон о безопасности дорожного движения, посмотреть административное и уголовное законодательство. Вы же понимаете, что если вы совершили ДТП, то вас привлекут к уголовной или административной ответственности. А в случае с беспилотным трамваем кого привлекать? Как здесь поступить? Мы начинаем погружаться в разработки отечественных решений на основе искусственного интеллекта", — объяснил Морозов.

СПРАВКА MASHNEWS:
В Международную ассоциацию предприятий городского электрического транспорта входят 163 компании (138 — из России, остальные — из Белоруссии, Армении, Молдовы, Чехии, Германии).

Компания Cognitive Pilot (ООО "Когнитив Роботикс") — создатель систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. Разрабатывает решения для сельского хозяйства, рельсового и автомобильного транспорта. Центральный офис расположен в Москве, производственная площадка — в Томске.